ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Искусственный интеллект в аудиобрендинге: сила звукового будущего

Виталий Бочкарев

Виталий Бочкарев

Директор по маркетингу аудиосервиса «Звук Бизнес»

Кажется, искусственный интеллект (ИИ) не только стал словом прошлого года, но и проник во все сферы деятельности. В том числе и в творчество: ИИ создает тексты, картины и реалистичные видео. А еще пишет музыку! И у музыкантов к этому неоднозначное отношение. Недавно открытое письмо в защиту авторов и их прав от ИИ подписали многие зарубежные музыканты, хотя есть и те, кто, наоборот, заявляет, что вместе с ИИ у них начинается новая эра.

В Германии придумали, как сделать из всех людей киборгов
Фото: depositphotos.com

До начала ИИ-эры

Аудиобрендинг, если он выстроен с учетом ДНК бренда, — мощный инструмент, которым можно не только рисовать необходимый владельцу образ бизнеса, но еще и управлять вниманием и поведением клиентов. Благодаря эмоциональным реакциям музыкальное сопровождение может сделать бренд более привлекательным и гармоничным. Но как его выстраивать? Какие шаги должна совершить компания?

Прежде всего нужно выяснить, какая музыка будет резонировать с аудиторией. Для этого изучить целевую аудиторию, создать портрет клиента. Затем определить ценности бренда — какие эмоции должны быть вызваны музыкой и какое поведение будет выигрышным, то есть приведет к поставленной бизнес-цели. Здесь поле экспериментов: фокус-группы и тестирование в заведениях разных жанров и темпов музыки. Когда определена стилистика музыкального сопровождения, самостоятельно или с помощью профессионалов подбираются конкретные треки, формируются плейлисты. Лучше работать с экспертами в отрасли (это чаще всего стриминговые сервисы для бизнеса с различными наборами услуг по аудиооформлению), чтобы закрыть вопросы по законности звучания и иметь доступ к обширной базе лицензированных композиций.

ИИ-композитор вошел в чат

Многие из тех, кто пробовал «нарисовать» картинку по запросу с помощью ИИ, пытались создавать и музыкальные композиции. Для этого существуют открытые сервисы. Фоновую музыку для соцсетей создают Amper и AIVA. Если нужна песня, то поможет MuseNet: там можно работать с мелодиями, аккордами и даже текстами. Есть инструменты для переноса стилей — чтобы любимая детская песенка зазвучала как электронная музыка, подойдет Google Magenta.

Но создание музыки, чтобы «просто узнать, как это работает», — история не про аудиобрендинг. ИИ-композитора действительно можно использовать, но работы формата «просто попробовать» не выдерживают критики: получается однообразная скучная музыка, которая не выполнит амбициозных задач, поставленных маркетологами или владельцами бизнеса. Но отказываться от инструмента не спешим.

С точки зрения IT, задачи ИИ для аудиобрендинга можно разделить на три основных направления. С помощью ИИ-инструментов можно:

  • автоматизировать тегирование существующей музыкальной базы для определения параметров каждого трека;
  • расширить коллекцию музыки генеративными композициями;
  • формировать музыкальные потоки на основе анализа айдентики компании.

С точки зрения маркетинга и бизнеса в целом задачи перед ИИ тоже понятные. Бизнес хочет (и уже может!):

  • экономить ресурсы, например, на создании «малых музыкальных форм» — рекламных роликов, отбивок, джинглов и т. п.;
  • не тратить много средств на выплату авторских отчислений;
  • увеличить базу треков в той стилистике, которая нужна бренду;
  • создать неповторимое звучание (уникальные композиции) именно для своего заведения.

Плюсы и минусы генеративной музыки

Плюсы

Минусы

Безграничный творческий потенциал, широкий спектр музыкальных идей. Музыке, созданной искусственным интеллектом, может не хватать эмоциональной глубины и нюансов.
Можно контролировать настроение, жанр, темп и используемые инструменты. Алгоритмы ИИ могут создавать музыку, которая кажется неоригинальной.
ИИ может быстро создавать музыку в сжатые сроки, это важно для экспериментов. На производительность ИИ влияет качество обучающих данных.
Более доступно, чем традиционные методы создания музыки. ИИ может испытывать трудности со сложными формами и музыкальным повествованием.

Как можно действовать: реальный кейс

К нам за фоновым звучанием и музыкой для занятий обратилась студия, которая предлагает различные виды тренировок. Музыки для фитнеса под типы активностей в нашей библиотеке достаточно, подобрали. Сложность возникла лишь в подборе музыки для занятий балетом: студия хотела использовать «классику».

Классических произведений, подходящих для балета, вообще не так много, а тех, которые подходят для учебного процесса по темпоритму, еще меньше. Есть неоклассика, она более современная, но ее тоже немного, и нередко сложно связаться с авторами произведений, чтобы оформить законное звучание. В ситуации, когда треков мало, ученикам и преподавателям приходится слушать одно и то же от занятия к занятию — позитивного настроя и удовлетворенности такая навязчивость не добавляет. Некоторые крупные школы в такой ситуации пытаются разнообразить впечатления, приглашая просто «живого» аккомпаниатора. Мы решили не подбирать, а создать самостоятельно музыку для занятий балетом.

Мы детализировали требования к музыкальной форме и звучанию генеративных треков (нейротреков). Их музыкальная форма должна быть разбита на квадраты, чтобы помогать повторять упражнения, иметь музыкальный размер 2/4 и 4/4, иметь определенный ритмический рисунок и хронометраж. За основу звучания взяли фортепьяно с заданной громкостью и пространственной обработкой.

Нейросеть не знает о музыкальном развитии композиций, поэтому, чтобы треки получались интересными, мы миксовали параметры генерации с параметрами разных стилей, при этом сохраняя правильный баланс. ИИ нужно «показать» все возможные музыкальные паттерны, а на этапе генерации использовать стилистические токены, чтобы получить треки в нужном стиле. Сейчас мы тестируем полученные треки, собираем обратную связь от тренеров студии, которая скоро зазвучит и классически, и инновационно одновременно.

Авторское право

Во всем мире пока отсутствует единый подход к регулированию ИИ-технологий. Это связано с наличием проблем, не имеющих однозначного решения. Главный концептуальный вопрос: если музыкальная композиция или фонограмма созданы с помощью ИИ, то кто является автором с точки зрения права? Вопрос законодательством РФ прямо не урегулирован, судебной практики крайне мало.

Создание музыкального произведения, как правило, требует определенных трудозатрат немалого круга лиц, поэтому оно должно получить правовую охрану. Но пока принадлежность новых объектов зависит от содержания договора между теми, кто использовал ИИ для создания произведения, и авторами самого программного обеспечения (владельцем ИИ). То есть определяется в каждом конкретном случае. При этом нейросеть может быть квалифицирована как инструмент обработки, а не способ создания музыкальных произведений и фонограмм. Поэтому, если решите использовать ИИ в аудиобрендинге, нужно руководствоваться конкретными заключенными договорами и регулярно следить за новостями в законодательстве и правоприменительной практикой.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья