ENG
Технологии

Инновации в автопроме: гонка технологий или съезд на обочину?

Какие тенденции сегодня задают тон в производстве автомобилей, и что ждет сферу инноваций в автопроме? В статье постараемся разобрать эти вопросы, а также понять, как связаны инновации и международное сотрудничество.

Инновации в автопроме: гонка технологий, или съезд на обочину?

Основные тренды

Электромобили

Даже далекие от мира автомобилей люди уже успели услышать про детище Илона Маска — электромобиль Tesla. Разумеется, это далеко не единственная модель авто, работающая на электричестве, но ее пример показателен, ведь о Tesla знают все: она бьет рекорды упоминаний и даже успела побывать на орбите. Сегодня Tesla символизирует большой рост популярности электромобилей — а причины такому росту имеются, и весьма существенные.

Технические характеристики такой машины значительно выше, чем у моделей с бензиновым двигателем. Электропривод и батареи можно убрать в нижнюю часть авто — и тем самым переработать форму кузова, сделать его более обтекаемым, аэродинамичным и привлекательным. Да и о просторе для водителя и пассажиров забывать не стоит. При этом, как ни удивительно, производство электромобилей способно сделать автопром… проще. Представьте себе, что вместо сложного топливного узла, систем запуска и впрыска, а также трансмиссии под кузовом стоит всего лишь один большой аккумулятор. Огромное количество проблем, в том числе с качеством топлива, решается автоматически. Эксплуатация такого авто обходится дешевле, он более экологичен и удобен в использовании.

Беспилотные авто

Ранее предсказания о машинах, которые ездят без водителя, были уделом писателей-фантастов. Сегодня это реальность. По прогнозам The Boston Consulting Group, к 2035 году 25% автомобилей будут автономными — из них 15% частично, а 10% полностью. Уже сейчас по улицам во многих городах мира разъезжают беспилотные автомобили, и даже в России по территории наукограда «Сколково» курсирует беспилотное такси «Яндекса».

Будущее беспилотников выглядит замечательным, но есть определенные нюансы. Еще не до конца разрешены вопросы юридического характера, ведь никакой нормативно-законодательной базы, касающейся автомобилей без водителя, ни в одной стране мира попросту нет — по крайней мере, в законченном виде. Кроме того, подвижки в создании беспилотников напрямую зависят от сотрудничества автопроизводителей с поставщиками технологий и разработчиками систем машинного обучения. Чтобы обучить автомобиль ездить безошибочно, необходимо собрать и обработать огромные объемы данных, чем многие производители даже не начали заниматься всерьез. Ну и наконец, нужно дождаться трансформации ментальности общества — несмотря на неоспоримый научно-технический прогресс, многие еще не готовы принять авто без водителя и поверить в безопасность таких машин.

Программный контроль

Бортовые компьютеры присутствуют в автомобилях уже на протяжении многих лет, однако лишь в последние годы автогиганты начали внедрять в свои модели системы безопасности с постоянным отслеживанием работы каждого агрегата, от мультимедийной системы до тормозов. По данным Counterpoint Research, к 2022 году 90% автомобилей смогут подключаться к мобильным сетям 4G LTE — это обеспечит внедрение телеметрии и возможность непрерывной передачи производителю данных о состоянии всех узлов в режиме онлайн и даст возможность оперативно оказывать помощь на дороге. Во всяком случае пока что — владельцам дорогих суперкаров.

Состояние отрасли

Рассматривая общемировую картину инноваций в автопроме, нельзя сказать, что их появление и развитие идет семимильными шагами. Одна из главных причин тому — схема выстраивания отношений автопроизводителей и поставщиков комплектующих для авто. В отличие от, например, индустрии производства смартфонов, где условная Apple способна контролировать своих поставщиков и диктовать им четкие требования, предъявляемые к комплектующим, здесь все работает иначе.

Сегодняшний автопроизводитель становится все больше похожим на системного интегратора, нежели на производителя в классическом понимании этого слова. Представьте себе — у одного поставщика закупается металл, у второго — аккумуляторы, у третьего — резиновые покрышки, у четвертого — электрика, а пятый разрабатывает программное обеспечение. В таких условиях, со столь значительным числом узлов и поставщиков комплектующих, становится сложно вообще говорить об инновациях в автомобильной промышленности — или, по крайней мере, о быстром росте в этой области.

Во многом из-за этого стратегии развития автопрома, принятые в различных странах, ставят основной своей целью локализацию производства. Насколько это возможно, сейчас не совсем понятно, ясно лишь одно — упор на внедрение инноваций, пусть и медленное, необходим, в ином случае у автопроизводителя есть все шансы остаться на обочине гонки с конкурентами.

Если говорить о состоянии автомобильной отрасли в России, то здесь ситуация выглядит довольно спорно. Среди автовладельцев бытует уже укрепившееся в умах не одного поколения мнение — отечественный автопром отстал от зарубежного, и если и догонит его по уровню технологической оснащенности, то весьма нескоро. Тем не менее все не так плохо, если учесть изначальное состояние индустрии.

Крупнейший игрок на этом рынке — «Автоваз» — долгое время находился в стадии стагнации, однако все изменилось с приходом новых иностранных акционеров, французского автомобилестроительного концерна Renault. Процесс поглощения был начат в 2007 году и окончательно закончен в 2017. За этот период на Волжском заводе сменилось несколько топ-менеджеров, и каждый из них внес свой вклад в развитие инноваций на производстве в Тольятти. Особенно стоит отметить решительные шаги Бу Андерссона, за период правления которого подход к работе поменялся кардинально. При этом, согласно принятой несколькими годами ранее программе инновационного развития, затраты на НИОКР на предприятии увеличились в несколько раз — с 0,8% до 2,7% от общего оборота компании, что свидетельствует и о внимании компании к развитию собственных разработок, и о желании полагаться в том числе и на собственные силы, а не лишь на опыт и идеи, исходящие со стороны материнской компании.

Критические технологии и инновации на производстве

Беспилотники и автомобили, работающие на водороде, — отлично, но можно ли назвать эти технологии критическими? Говоря об инновациях, стоит затронуть технологии, внедряемые непосредственно на производство. Их результаты могут быть не видны по внешнему виду машины, но их появление уже повлияло на качество выпускаемых авто.

  1. Сбор данных. Благодаря маркировке штрих-кодами есть возможность собирать историю об устанавливаемых на авто деталях, контролировать их качество и вовремя давать сигнал о необходимости ремонта оборудования, производящего ту или иную деталь. Это позволяет минимизировать заводской брак — и сократить число отзывов.
  2. Машинное зрение. Проверка правильности изготовления деталей часто проводится человеком — но система машинного зрения сделает это быстрее и надежнее.
  3. Сборочные роботы. Дорогостоящая инвестиция, которая тем не менее окупает себя уже в среднесрочной перспективе, минимизирует риск травм среди сотрудников, повышает качество сборки.
  4. Развертывание локальной сети. Связь по стандарту Ethernet может быть налажена между разными роботами, а также между головным офисом и производством. Своевременное получение информации позволяет быстро ее анализировать и, при необходимости, оптимизировать работу машин и людей на предприятии.

Международное сотрудничество в сфере автопрома

Уже упомянутое ранее приобретение контрольного пакета акций «Автоваза» французским Renault стоит считать удачным примером международного сотрудничества в сфере производства автомобилей. Возможно, кто-то поспорил бы с таким определением — ведь не стоит считать сотрудничеством процесс поглощения одним предприятием другого. Однако суть данной сделки — не просто покупка производственных мощностей, ведь ВАЗ остался в основе своей российским, а шильдики с брендом LADA никуда не исчезли с капотов, производимых на тольяттинском автозаводе машин. Главное, что было получено отечественными автопромышленниками — драгоценный опыт и важные наработки инженеров альянса Renault-Nissan. В очертаниях сегодняшних моделей LADA легко узнаются уже известные французские мотивы — и данный факт как нельзя более наглядно подтверждает, что сотрудничество автопроизводителей разных стран дает свои плоды.

Автор: Кристина Фирсова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья