Сокращение времени и труда, затрачиваемых на создание ароматов, имеет важные последствия для бизнеса всех, кто надеется успешно работать в быстрорастущей отрасли. Аналитики прогнозируют, что рынок парфюмерии вырастет с $39 млрд в 2018 году до $48 млрд к 2024 году. «Инвест-Форсайт» разобрался, как развитие технологий помогает парфюмерам создавать уникальные ароматы.
Подобрать качественный аромат — очень сложно
В архаичные периоды времени у парфюмеров не было возможности производить синтетические запахи. Все ароматы так или иначе пришли из земли. Древние цивилизации наполняли лосьоны для тела водой, ароматными цветами и различными породами дерева. Они также сжигали благовония из специй, таких как корица и мирра, и добывали масло из растений.
До недавнего времени парфюмерам требовались месяцы и даже годы, чтобы тщательно составить аромат. Они пипетировали каждую смесь вручную и ждали, пока масла начнут взаимодействовать между собой и гармонизируют. Процесс повторяли сотни и тысячи раз, меняя ингредиенты, их количество и дозировку, чтобы в итоге получить уникальный аромат. Парфюмерия — гибрид ученого и художника.
Но по сравнению с родственными отраслями моды и макияжа парфюмерная промышленность отстала в применении технологических инноваций. Во-первых, аромат должен нравиться абсолютному большинству людей, и ни одна компания долгое время не могла предсказать это. Приходилось каждый раз приглашать тестовую группу, оценивающую аромат. Это сильно замедляло создание и производство новой парфюмерии.
Однако благодаря растущему давлению со стороны нишевых небольших брендов, а также постоянно растущему потребительскому спросу на новые ароматы парфюмерная промышленность теперь начинает внедрять и экспериментировать с инструментами искусственного интеллекта и алгоритмами на основе данных.
В последний раз индустрия увидела такие инновации с появлением синтетических материалов в конце XIX века, которые навсегда изменили правила игры с точки зрения новых рецептур. Chanel № 5 — возможно, один из самых известных парфюмов, в котором синтетика используется в качестве основной ноты, — возглавил волну новых ароматов. Спустя более ста лет система начала эволюционировать и развиваться с помощью новых технологий.
Первый в мире робот с искусственным интеллектом и огромной базой ароматов
В апреле 2019 года Givaudan, крупный швейцарский производитель парфюмерии и создатель ароматов, выпустил робота Carto с искусственным интеллектом. Через интерактивную систему сенсорного экрана парфюмеры перетаскивают кружки с цветовой кодировкой, представляющие примечания ингредиентов, в пробные составы. Их отправляют в центр моментального отбора проб Carto, который смешивает ингредиенты быстрее, чем могла бы сделать любая человеческая рука.
Компания надеется, что избавившись от ручного процесса, парфюмеры смогут исследовать новые комбинации ингредиентов с помощью игровой визуальной системы, подкрепленной обширной библиотекой данных о составах ароматов. Правда, взаимодействуя с роботом, парфюмер по-прежнему выступает в роли создателя. Carto скорее выступает в роли цифрового помощника.
«Это позволяет нам экспериментировать гораздо больше, чем мы можем сегодня, чтобы дозировать наши формулы наиболее эффективным способом, и мы, парфюмеры, вносим творческий подход, наиболее важную часть, которую не может заменить никакая система», — говорит Калис Беккер, парфюмер и руководитель компании Givaudan.
Действительно, теперь, когда парфюмерам не нужно выполнять черную работу по смешиванию, дозированию и измерению, их время можно тратить на изучение новых идей и рецептур. Технологии снимают бремя исполнения и делают парфюмеров креативными директорами.
Сейчас перед Givaudan стоит проблема: как вывести на рынок больше ароматов с меньшими затратами, а также предотвратить обонятельное выгорание парфюмера, вызванное ускорением развития отрасли. В настоящее время парфюмеров просто не хватает, чтобы удовлетворить запросы потребителей.
«Если с помощью ИИ можно облегчить часть работы, а не всю творческую работу, пусть будет так. У нас не так много парфюмеров, чтобы тратить время попусту», — говорит Кристоф Лаудамиэль, соучредитель и мастер-парфюмер компании DREAMAIR.
Поработав над культовыми ароматами, такими как Fierce от Abercrombie & Fitch и Polo Blue для мужчин от Ralph Lauren, несколько лет назад Лаудамиэль запустил собственную линию The Zoo. Он является страстным сторонником мира парфюмерии и пожертвовал сотни формул для академических исследований искусственного интеллекта, чтобы продолжать раздвигать границы ароматов. Он говорит, что даже с помощью искусственного интеллекта «предстоит еще много работы над созданием аромата».
Первые духи, созданные в тандеме искусственного интеллекта и человека
В то время как Carto выступает в роли идеального ученика парфюмера, другие технологические инновации фактически завершают всю творческую работу. Созданная IBM Research и Symrise, еще одним крупным парфюмерным домом из Германии, Philyra делает все от начала до конца, за исключением нескольких последних штрихов.
Как и Carto, этот искусственный интеллект использует передовые алгоритмы машинного обучения, чтобы прочесать сотни рецептов и сырых ингредиентов, определить любые закономерности или тенденции, которые приводят к созданию успешных ароматов в определенных демографических группах.
Благодаря этому он может создавать идеально сформулированный аромат, основанный на данных. Что ж, почти идеально, так как парфюмер проведет окончательную проверку качества и отредактирует рецептуру с учетом десятков лет своего реального опыта.
«Искусственный интеллект меняет рабочие места и отрасли, а не заменяет их», — говорит Марион Костеро, старший парфюмер Givaudan.
Это, безусловно, меняет положение вещей. В 2018 году бразильский косметический бренд O Boticario официально выпустил ароматы Egeo On, созданные с помощью искусственного интеллекта Philyra. По словам Тьяго Мартинелло, руководителя отдела исследований и разработок O Boticário, использование ИИ сократило время создания с трех лет до шести месяцев. Для бизнеса сокращение времени производства до одной шестой огромно. С помощью Philyra компании могут создавать в шесть раз больше ароматов за то же время, которое требуется для создания одного, и они будут гиперперсонализированы для определенных демографических групп.
Почему искусственный интеллект не заменит человека
Теоретически и Carto, и Philyra могли создать совершенно успешный парфюм без участия человека. Но парфюмеры и руководители высшего звена единодушны в своем убеждении. Мало того, что у роботов нет биологического носа, и это делает обоняние невозможным, они также не могут обеспечить эмоциональные прикосновения человека. Парфюмерия, будучи одновременно искусством и наукой, может быть сведена только к числам и алгоритмам до определенной степени.
«Я не думаю, что это вообще угрожает парфюмерам, — говорит Лаудамиэль, — напротив, это может только придать больше шума и внимания искусству создания духов и приведет к появлению самых разных людей в отрасли, которая, как известно, является довольно герметичной».
Внедрение технологии искусственного интеллекта в парфюмерной индустрии имеет широкие последствия: более быстрое производство, никогда ранее не использованное сырье и первые шаги к оцифровке с помощью данных. И все это без замены самих парфюмеров.
«Я думаю, что это поможет значительно расширить рынок и изобрести новые способы творчества», — говорит Лаудамиэль.
ИИ-машины создают ароматы вместе с людьми: это парфюмерия 3.0.
Автор: Кристина Фирсова
Читайте также: Гаджет добавит в фильмы запахи