ENG

Перейти в Дзен
Мнение, Технологии

Как IIoT изменит отрасль сервисного обслуживания? 5 ключевых трендов

Кирилл Федулов

Кирилл Федулов

Сооснователь Okdesk

По всему миру идет активная реализация проектов, связанных с промышленным интернетом вещей (Industrial Internet of Things, IIoT). Так, по прогнозам Million Insights, ежегодно объем мирового рынка IIoT будет расти на 27,8% и к 2025 году составит $933,6 млрд. 

Что касается российского рынка IIoT, согласно прогнозам TAdviser и госкорпорации «Ростех», в этом году его объем должен вырасти до 270 млрд рублей. По оценкам экспертов PWC, к 2025 году общий эффект от внедрения IIoT для экономики страны составит около 2,8 трлн рублей.

Все это свидетельствует о том, что рынок IIoT в России будет развиваться, а значит, и количество используемого в самых различных отраслях специализированного оборудования (датчики, контроллеры и т. д.) увеличится.

Подобные изменения в свою очередь приведут к тому, что в модели взаимодействия «поставщик — потребитель» зависимость от сервисной компании, которая обслуживает те или иные элементы инфраструктуры предприятия, значительно возрастет. В конечном итоге произойдет серьезная трансформация всей цепочки бизнес-процессов (от производства до обслуживания) и моделей взаимодействия между сервисной компанией, производителем и клиентом.

Готово ли к новым моделям взаимодействия ключевое звено этой цепочки — сервисный бизнес? К сожалению, наш опыт последних лет и общение с более чем 10 000 компаний, «обслуживающих» оборудование в самых различных отраслях (от онлайн-касс и датчиков уровня топлива до «умных» кофемашин и вендинговых аппаратов), подтверждает низкий уровень их зрелости. Исправить ситуацию сможет развитие IIoT.

IIoT в помощь

Выделю пять ключевых трендов, которые в будущем положительно повлияют на развитие российского рынка сервисного обслуживания. Все они связаны с IIoT.

  1. По мере развития IIoT в России рынок сервисного обслуживания начнет активнее расширяться: появятся новые игроки и производители специализированного оборудования. Сложное и наукоемкое оборудование также определит потребность клиентов в получении более высококвалифицированной и узкоспециализированной экспертизы и поддержки, а у сервисных компаний — возможность предоставлять заказчикам уникальные предложения, сформулированные в терминах «бизнес-ценности». Пока же конкурентная борьба на российском рынке сервисного обслуживания сводится к демпингу цен на неуникальные услуги.
  2. Сами производители IIoT-оборудования начнут обязывать своих клиентов заключать договоры сервисного обслуживания. Это уже повсеместно происходит в Европе. Подобные изменения неминуемо приведут целые отрасли к осознанию необходимости наличия надежных партнеров в лице сервисных компаний.
  3. Развитие IIoT подтолкнет игроков российского рынка сервисного обслуживания к переходу на новые, более формализованные и прозрачные условия сотрудничества с заказчиками. Ведь именно благодаря IIoT бизнес получит доступные инструменты, которые позволят не только фиксировать отклонения каких-то ключевых параметров в работе оборудования, но и в пару кликов анализировать время простоя важной инфраструктуры, рассчитывать его стоимость или упущенную выгоду. А значит, возрастут требования заказчиков к скорости реакции, времени устранения неисправностей и т.д. 
    К сожалению, до сих пор большинство сервисных компаний не готово выполнять условия соглашений об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA — в этом документе фиксируются различные параметры оказания услуг поддержки). Тем самым сервисные компании не могут предложить свои услуги требовательным клиентам.
  4. IIoT подтолкнет сервисные компании к автоматизации процессов обслуживания. Дело в том, что реализация IIoT-проектов — недешевое удовольствие. Поэтому бизнесу важно, чтобы приобретенное оборудование себя окупало. Это в первую очередь означает, что оно должно работать с минимальными простоями. Чтобы их избежать, заказчики будут выбирать сервисные компании, у которых автоматизированы процессы обслуживания, включая контроль показателей качества сервиса.
    Важно отметить, что только благодаря автоматизации сервисные подрядчики смогут предложить рынку не просто «контроль и соблюдение SLA», а обоснованную «гарантию наилучших SLA». Пока большинство сервисных компаний работает по старинке: в качестве системы учета заявок зачастую используется Excel или мессенджеры, с клиентами и поставщиками оборудования взаимодействуют посредством телефона и электронной почты, качество оказанных услуг не контролируют никак и не могут оценить реальную выработку своих сотрудников. Подобная организация работы приводит к потере заявок, невозможности проконтролировать их выполнение, некорректному прогнозированию загрузки сотрудников. Также организация процессов по старинке не позволяет анализировать и оценивать проделанную работы по каждому обращению, выявлять «рентабельных» клиентов и т.д. 
  5. IIoT не просто изменит цепочку взаимодействий на рынке обслуживания, но повысит качество технической поддержки. Ведь одно из ключевых преимуществ IIoT — возможность сбора различных данных, характеризующих «здоровье» оборудования или отклонение параметров от пороговых. Эта информация в свою очередь позволяет при должной автоматизации и выстроенных процессах проактивно реагировать и предпринимать меры, которые минимизируют риски возникновения неисправностей или простоев.
    Подавляющее большинство производителей уже сейчас открывает доступ к интерфейсам для работы с такими данными. А значит, сервисные компании, которые интегрируют свои help desk-системы с решениями производителей, получат значительные преимущества перед конкурентами.

Позитивный прогноз

По мере развития технологий и оборудования потребность в сервисных компаниях будет неминуемо возрастать. Это означает, что российский рынок сервисного обслуживания уже стоит перед глобальными изменениями. Изменения затронут как подходы к организации внутренних процессов, так и саму модель сотрудничества. Многим сервисным компаниям придется осознать свое текущее положение и научиться доносить до заказчика важность сотрудничества и ценность качественного сервиса.

IIoT — один из шансов каждой сервисной компании для выхода на новый уровень развития своего бизнеса.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья