ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Как изменить финансовую модель в условиях неопределенности?

Илья Петров

Илья Петров

Генеральный директор компании Moulin Villa

В XXI веке скорость происходящих изменений невероятно высока. И они постоянно преподносят бизнесу и предпринимателям новые вызовы. Вести бизнес со своими партнерами я начал больше десяти лет назад. За этот период наша компания пережила кризис 2014 года, затем пандемию 2020 года, и теперь мы столкнулись со спецоперацией 2022 года, с началом которой в отношении нашей страны были введены беспрецедентные санкции. Они значительно изменили не только экономическую конъюнктуру внутри РФ, но и оказали существенное влияние на всю мировую экономику.

Более 23% населения мира страдает от двузначной инфляции. Она сейчас наблюдается в 52 странах, что отображено на инфографике, составленной на основе данных Tradingeconomics.

Каждый кризис был сложным периодом для бизнеса, и нам приходилось проявлять изобретательность и гибкость, чтобы компания не только находилась в жизнеспособном состоянии, но еще и росла. Проблемы, связанные с этими кризисами, заставляют действовать управленцев четко и хладнокровно. После 24 февраля предпринимателям из разных сегментов рынка пришлось работать в условиях полной неопределенности. Все мы столкнулись с волатильностью рубля и непредсказуемостью курса валюты, стало непонятно, как проводить оплаты за рубеж. Помимо этого, возросли процентные ставки по заемным средствам, нарушились логистические цепочки и произошел спад покупательской способности населения. Все это очевидно приводит к изменениям в управлении компаниями, а также к возможной или вынужденной трансформации финансовой модели. Кризисы 2014, 2020 и текущего года заставили нас сделать ряд универсальных выводов в отношении управления бизнесом и капиталом компании.

Переводите компанию в ручное управление

В кризисное время нельзя продолжать работать как раньше. В этот период изменения происходят ежечасно, а горизонт планирования становится очень коротким. Чтобы ничего не упустить, собственникам компании нужно держать ситуацию под контролем и постоянно принимать точечные решения.

Имейте чёткое бюджетирование

Возьмите финансы под свой личный контроль, начните пересмотр всех статей бюджета и возможную их оптимизацию, согласовывайте все реестры платежей, не отдавая это на откуп финансовому директору. Это не значит, что таким образом вы показываете ему свое недоверие, просто в сложных ситуациях лучше вести double check всех затрат и контролировать возможное изменение приоритизации.

Откройте счета в несанкционных банках

Коммерческие банки топ-100, не связанные с государством, актуальны для компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность. Например, нашей компании повезло больше, поскольку мы работаем с Китаем и наши платежи продолжают осуществляться, но импорт из Европы почти упал до нуля, а отправить деньги стало практически невозможно.

Включите режим постоянного поиска источников финансирования

Это актуально для компаний, которые используют кредитные ресурсы. Иметь такие источники нужно, чтобы постоянно прощупывать, где в случае отключения финансирования можно будет найти деньги на продолжение деятельности, потому что, как показала практика, многие банки в кризис могут отозвать открытые кредитные линии. Поэтому финансовый отдел вашей компании должен находиться в постоянном поиске и держать руку на пульсе.

Ищите новые направления закупок 

Для компаний, занимающихся импортом товаров, следует найти товар с коротким логистическим плечом в России, так как многие логистические цепочки сегодня полностью разрушены. Либо компаниям стоит искать возможность инвестирования в производство товаров на территории России с целью импортозамещения. Мы, например, перенесли 30% своего бизнеса на контрактное производство на территории нашей страны, это позволило сократить сроки поставки, производства, снизить валютные риски.

Рассмотрите вариант открытия бизнеса за рубежом

Возможно, стоит задуматься об открытии компании за рубежом, например в ОАЭ, и попробовать завозить санкционные товары через третью страну. Правительство сейчас разрешило параллельный импорт, поэтому самое время исследовать новые логистические цепочки.

Мотивируйте продакт-менеджеров

Обязательно давайте правильную мотивацию продакт-менеджерам на оборачиваемость товаров, в кризис надо усилить отслеживание стоков продуктов. Это позволит быстрее оборачивать деньги и сделает компанию финансово устойчивее.

Пересмотрите клиентский портфель

В кризис стоит держать руку на пульсе и регулярно анализировать, какие еще факторы могут отрицательно сказаться на его стабильности. Поэтому стоит пересмотреть портфель всех своих клиентов. Возможно, даже отказаться от сотрудничества с теми, в ком нет уверенности, либо перейти с ними на предоплату.

Делайте ставку на команду

Важно снижать финансовые издержки, но увольнять персонал нужно в последнюю очередь. На мой взгляд, люди — это основной актив компании. Легко распустить команду в кризис, но собрать заново сложно. Еще сейчас на рынке труда можно схантить много высококлассных специалистов, которые остались без работы на фоне ухода иностранных компаний с нашего рынка. Эту возможность стоит использовать.

Не отказывайтесь от господдержки

Государство как и в пандемию, так и сейчас предлагает различную помощь бизнесу. Нельзя сказать, что это широкий пакет мер, который решит все ваши проблемы, тем не менее он присутствует, и стоит попробовать им воспользоваться. В тяжёлое время — любая поддержка важна.

——————————

Во время кризиса особенно важно иметь четкую финансовую модель и прозрачный бюджет, понятный всем подразделениям вашей компании. Эта простота и ясность позволит бизнесу быть гибким и даст возможность управленческому составу оперативнее принимать решения. При соблюдении, казалось бы, таких несложных правил компания не только способна выжить в кризис, но и развиваться, расти, захватывая доли ушедших конкурентов.

Кризис — это действительно время возможностей, тем более в той ситуации, в которой находится бизнес в России. Часто слышу вопрос: на что в период неопределенности тратить деньги собственникам бизнеса в 2022 году? Конечно, на товар, на создание производства, направленного на импортозамещение. В кризис силен тот, у кого есть товар и отлаженная логистика по его доставке, поэтому вы не должны прекращать закупки или жалеть финансы на усиление своей команды, найм профессионалов. На мой взгляд, в кризисное время это должно стать ключевыми статьями расходов.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья