В мире, Мнение

Как открыть брендинговое агентство в Португалии

Мария Чиченкова училась на специального психолога в Брянске и Москве, несколько лет проработала в digital-отрасли, а в 2011 году вместе с Александром Пичугиным запустила брендинговое агентство Great Crew. Через два года партнеры решили переехать в Португалию, где продолжили развивать свое дело. Соосновательница проекта рассказала «Инвест-Форсайту» о тонкостях ведения бизнеса в этой стране.    

Продуманный переезд

До Португалии мы с моим партнером по бизнесу и жизни Александром Пичугиным работали в Москве. Я приехала сюда из Брянска. Частично училась там, в филиале Московского психолого-социального университета. Диплом писала в Москве (по образованию я специальный психолог). В digital-отрасль пришла в 2008 году из продаж. Для меня это был логичный рост. Продажи довольно тесно связаны с маркетингом и наоборот, и к тому времени я поняла, как можно использовать мои психологические знания в обоих направлениях. Знакомство с Александром произошло два года спустя в рекламном агентстве. Он профессионал в UX-дизайне и построении сложных информационных и брендинговых систем. Александр также прекрасно умеет сподвигать на новые проекты с большими целями. А я почти легко на них соглашаюсь. Думаю, в этом часть нашего успеха.

Проект Great Crew начался в 2011 году в Москве с большой идеи на рынке довольно избалованных клиентов. Мы хотели создать агентство с действительно персональным, честным подходом. Принципиально уходили от привычки предоставлять «несколько вариантов дизайна», из которых заказчик выбирал тот, который ему больше нравится. Потому что дизайн в контексте бизнеса не может быть просто красивой картинкой по желанию клиента. Дизайн — это маркетинг, психология, архитектура, пользовательский опыт, привычное визуальное поле заказчика. Это смесь междисциплинарных знаний и опыта. Дизайн может и должен решать задачи бизнеса и делать это красиво. Такие ценности до сих остаются основополагающими в нашей компании.

Мысль о переезде первым озвучил Александр. Мы разработали план по подготовке к этому глобальному событию, определили сроки и условия развития Great Crew. Страну выбирали по важным для нас параметрам — климат, экологическая ситуация, интеграция в общество, океан. По всем перечисленным пунктам идеально подошла Португалия. На центральном побережье Алгарве (южный регион Португалии) в Ольюш-ди-Агуа мы оказались в августе 2013-го — на год раньше намеченного плана, поскольку быстрее достигли поставленных целей с Great Crew.

Тонкости оформления

По нашим подсчетам, юридически в Португалии было проще и дешевле открыть бизнес заново, чем перевезти его из России. Вложения в регистрацию и запуск компании составили около €12-15 тыс. Основные статьи расходов — аренда офиса и зарплатный фонд. Прежде чем открыть здесь свое дело, нужно получить номер NIF в налоговой для всех учредителей. Это примерный аналог ИНН. Чтобы его выдали, за вас должен поручиться гражданин или резидент Португалии. Такого человека не составило труда найти. В дополнение к процедуре требовался банковский счет в любом местном банке.

Мы начинали ведение бизнеса с российского аналога ИП. Сейчас, с расширением, переоформляем компанию в Lda (в России это ООО). Регистрация стоит €300, ее можно сделать онлайн. Из документов понадобились паспорт, NIF, номер банковского счета и фискальный адрес. Единственное, с чем у нас изначально возникли сложности, — получение вида на жительство. Одним дают его за полгода, другим — за два. Нам не повезло: после подачи документов в SEF (дословно: Служба Иностранцев и Границ) случился скандал о взятках на самом верху. Пока власти меняли руководство службы, процесс выдачи документов был заморожен примерно на год. Но, поскольку местные службы относятся к иностранцам лояльно, нас включили во все процессы с одним условием — нельзя выезжать из страны. Вернее, как шутят сами сотрудники SEF, «Португалия открытая страна, но для нелегалов — только в одну сторону». В ожидании документов выехать, конечно, можно — сложно будет вернуться.

Great Crew стал прибыльным с первого заказа. Клиент пришел к нам по рекомендации. На рынке Португалии сарафанное радио заработало спустя год после нашего приезда. Но мы не ставили задачу выйти на местный рынок. В 2013 году состояние отрасли было аналогом 2008-го в Москве. Пробиваться на такую почву было трудозатратно и неинтересно. Сейчас, когда отрасль развивается быстро за счет локализации иностранных стартапов, проведения Web Summit, на рынке стало легче, к нам стали приходить органические запросы. Несмотря на это, рынок Португалии не входит в наши приоритеты.

Сейчас в портфолио агентства представлены 12 стран. Мы ведем одновременно 5 крупных проектов — Испания, Казахстан, два португальских проекта и Россия — полная маркетинговая поддержка, контракт от 8 месяцев; 3-4 средних проекта и еще несколько небольших. С 2017 года команда перешла на распределенную работу. Это положительно повлияло и на качество работы, и на прибыль. Очень жалею, что не сделали так раньше. Ко второму полугодию планируем расширение команды. Кроме того, в конце 2017-го у нас появился представитель во Франции. Мы также начали работать с Казахстаном. Поэтому в нынешнем году намерены прокачивать именно эти направления.

Помощь стартапам

В Португалии налоги примерно такие же, как в России, — то есть немаленькие. Для нерезидентов и новых резидентов со статусом Non-Habitual Resident (NHR) существует льготный налоговый режим сроком на 10 лет. В таком случае бизнес платит налог в размере 20%. По истечению 10 лет налоговых каникул он увеличивается до 28%. Давая налоговые послабления, власти пытаются привлечь в страну иностранный бизнес. Сейчас Португалия активно работает над тем, чтобы выйти на бизнес-передовую. Поэтому в каждом регионе страны запущены интересные программы поддержки бизнеса и предпринимательства (например, софинансирование в рамках программы Portugal 2020) и стартап-конкурсы, в которых можно выиграть финансирование бизнес-идеи или бесплатный офис.

В 2014 году мы участвовали в такой программе и выиграли бесплатный офис на несколько месяцев (а российский стартап Pure, например, выиграл бесплатный офис в Лиссабоне на 30 лет), но важнее другое — в тот момент мы получили доступ к бизнес-сообществу, круглым столам, воркшопам. Расцвет бизнес-культуры в Португалии сдерживает проблема, о которой говорят все предприниматели, — поиск квалифицированного и, главное, мотивированного персонала. Нас, к счастью, это не касается. Сейчас у нас нет ограничений в найме сотрудников по географическому или языковому признаку — команда распределена по всему миру, часть находится в Португалии.

После переезда самым сложным было научиться здоровому терпению в решении бюрократических или бизнес-вопросов. Только по делу о легализации у меня огромная папка документов, собранных в разных инстанциях. По моим наблюдениям, все приезжие проходят сначала этап возмущения, а затем принятия португальских особенностей. Главное отличие — отношение ко времени. В Португалии есть пословица, которая все объясняет: «Tenho tudo o tempo do mundo» («У меня есть все время мира»). Поэтому ваши договоренности могут быть перенесены на завтра, на послезавтра или на следующую неделю.

На португальский манер 

Португальцы обладают какой-то особой толерантностью и уважением к людям. Эта часть менталитета тоже сказывается на ведении переговоров. В отличие, например, от русскоязычных клиентов, португальцы будут переносить решение, откладывать, оправдывать, но не признаются, что вы им, к примеру, не подходите. Поэтому лучше не тратить слишком много ресурсов там, где не будет результата. Это осознание, правда, приходит с опытом.

В команде и среди наших близких друзей шутят, что мы с Александром привозим в Португалию московский ритм. Нам действительно сложно затормозиться в своей активности, а когда сталкиваешься с неторопливостью местных компаний, внутри происходит маленькая война. В остальном я очень люблю Португалию — ее открытость к людям, национальностям и культурам.

Мы выучили, продолжаем учить и совершенствовать португальский язык. Тесно дружим с португальцами. Здесь действительно можно быть спокойным. Даже ночью в темном переулке. Португалия — пятая по безопасности в рейтинге Global Peace. (Единственный общий совет для всех туристических маршрутов в сезон — держите сумки и кошельки понадежнее.) Наш уровень жизни после переезда однозначно улучшился — свежие фрукты и овощи доступны круглый год, у продуктов в целом высокое качество. Здесь отличная экологическая ситуация по сравнению с Москвой — за 4,5 года я ни разу серьезно не болела. После переезда я ни разу не пожалела о своем решении эмигрировать. Я быстро привыкла к Португалии и уже давно считаю эту прекрасную страну своим домом.

Беседовала Ольга Гриневич

Фото предоставлено Great Crew

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «Стартапы и технологии» и «Новые инвестиции»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья