Бывает бизнес маржинальный и не очень. Бывает сезонный. Бывает бизнес, сплошь построенный на позитиве. Последнее относится, например, к продаже самокатов — товару, который объединяет детей и взрослых, добавляет веселья в жизни, экономит время и нервы тем, кто предпочитает самокат стоянию в пробке.
Три шага к цели
В качестве двигателя своего бизнеса — сети фирменных магазинов — 23-летний Иван Шпигоцкий выбрал американский бренд Razor — одного из лидеров среди производителей самокатов. У бренда к тому времени уже сформировался пул фанов и поклонников в России. Небольшую розничную компанию и ресурс razor-russia.ru новый владелец приобрел в 2013 году. Объявление о продаже нашел в интернете. Первый владелец компании привез в страну первую партию самокатов Razor в 2010 году. Продавал их в гараже и через интернет-магазин. Доставку осуществлял на собственном мотоцикле.
После кризиса 2014 года крупные компании не захотели заниматься самокатами, сочтя те неприбыльным бизнесом. Что дало определенную фору Ивану, выкупившему у конкурента остатки товара по докризисным ценам. К тому же от предыдущего владельца осталась клиентская база с хорошим объемом повторных продаж.
Чтобы стать официальным дистрибьютором, пришлось пройти три стадии. Сначала в магазин продавать самокаты, закупаемые в России у оптовика. Потом переключиться на закупку товара в Америке. И наконец, стать тем самым оптовиком, у которого российские продавцы закупают самокаты для последующей реализации в розницу.
2 миллиона и два месяца
Конечно, Razor-Russia не собирается на этом останавливаться. Магазины в Москве и Петербурге — это хорошо, но американские самокаты чрезвычайно востребованы в южных городах: Сочи, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону, а также в казахской Алма-Ате.
Смета примерно определена: так, открытие магазина в Петербурге 8 апреля 2017 года обошлось компании в миллион рублей, если не считать закупку самого товара, на который ушел еще миллион. Окупить затраты владелец планирует в течение апреля-мая.
Впрочем, представители Razor-Russia отдают отчет, что монобрендовая торговля в небольшом городе вряд ли принесет их владельцам необходимые дивиденды, поэтому в поселках и городках до 300 тысяч жителей лучше реализовывать самокаты определенной марки в каком-нибудь спортивном магазине, где торгуют более широким ассортиментом.
Smart- продвижение
В шоурумах самокаты смотрят, основные продажи, в том числе и оптовые, — в интернет-магазине. Больше всего внимания уделяется, конечно, новинкам: привычные модели уходят и без рекламы. Яркие и доступные обзоры самокатов обеспечивают YouTube-каналу Razor-Russia две тысячи просмотров в день. И рекламировать канал даже нет необходимости: видеоролики с него ставят на свои сайты все интернет-магазины, которым выгодно, чтобы покупатель увидел интересующую его продукцию в действии.
Самокаты по-прежнему остаются сезонным товаром. Самые лучшие продажи с марта по июнь, в июле отмечается спад, потому что люди уезжают в отпуск, но в сентябре, октябре и ноябре продажи идут на хорошем среднем уровне. Осенью летние товары в офлайн-магазинах убирают с полок, не задумываясь, что самокат, например, могут покупать кому-то в подарок, если день рождения в октябре. Реализация полностью уходит в интернет. Правда, есть одно исключение — черная пятница в конце ноября. Razor-Russia участвовал в ней в прошлом году — и месячная выручка оказалась больше, чем в сентябре и октябре. Сработал и бренд черной пятницы, и хорошие скидки.
Зимой, когда спрос на самокаты замирает, компания реализует деревянные 3D-пазлы