Китай становится первой экономикой мира на рынке высокотехнологичных компаний. Власти США встревожены этим обстоятельством и, чтобы защитить свой рынок, вводят высокие пошлины на китайские товары. Об этом говорится в докладе агентства China Insiders, недавно представленном CEO компании Ольгой Болкуновой в Агентстве стратегических инициатив. China Insiders — компания, помогающая российским предпринимателям выйти на китайский рынок.
Художник: Юрий Аратовский
Китайцы перешли от имитации к инновациям
Китай долго отставал от США в области технологий. В то время как в США в 1975 г. Билл Гейтс основал Microsoft, в Китае с 1966 г. по 1976 г. была культурная революция, и инженеры и техническая интеллигенция бежали в Тайвань или ссылалась в деревни. Только в 1977 г. вновь были открыты университеты; никаких инноваций и изобретений в это время здесь не было. В 1998 г. была основана компания Google. В Китае в 1988 г. только 0,2% жителей имели доступ к интернету. Сегодня 90% мобильных телефонов, 80% компьютеров и 60% телевизоров в мире производится в Китае. Большая доля приходится и на автомобили (25%), корабли (40%) и кондиционеры (80%).
Когда начался инновационный переворот в Поднебесной? В 1997 г., когда китайцы перешли от имитации к инновациям. Именно в это время американские корпорации начали выводить сюда свои R&D-центры. С начала проведения политики открытости в Китай потекли иностранные инвестиции, именно тогда китайцы начали копировать товары иностранных компаний. В 1997 г. в Китае было только 24 R&D-центра транснациональных корпораций, сейчас их количество превышает 2000. Одной из причин открытия исследовательских центров является потребность локализовать и разрабатывать продукцию, уникальную для рынка Китая.
Китаец Ван Син (Wan Xing) клонировал Facebook и другие американские стартапы. В 2010 году Ван Син создал Meituan — аналог популярного в США Groupon, сервиса групповых покупок, где люди получают скидки, приобретая электронику или еду в ресторанах вместе. Всего через семь лет Meituan стала одной из крупнейших торговых компаний в стране, поглотив компанию Dianping, сегодня капитализация Meituan Dianping составляет $30 млрд, у Groupon же — едва достигает $3 млрд. Meituan Dianping дороже Airbnb и SpaceX Илона Маска. Одновременно с Ван Сином конкурировали еще 500 аналогичных стартапов. Почему взлетела Meituan Dianping? Потому что была адаптирована под китайский рынок.
Собственный путь
E-bay и Google не смогли занять китайский рынок, потому что пытались внедрить коробочный продукт, не пытаясь следовать принципам ведения бизнеса в Китае. Так, E-bay брала платежи за размещение товаров на их площадке, брала платежи за транзакции в PayPal, к тому же ее серверы находились в США, что значительно замедляло скорость загрузки страниц. Интернет-магазин Taobao (принадлежит Alibaba) не брал денег за размещение товаров и плату за транзакции, что стимулировало продавцов. Кроме того, Taobao выстраивала доверительные отношения (guanxi) между продавцом и покупателем, внедрив чаты в свою платформу.
В коммунистическом Китае не просто научились копировать, но и придумали собственные бизнес-модели. Как это получилось? Китайское правительство стимулирует внутренний спрос и пытается уйти от экспортоориентированной модели. Для этого есть две основные госпрограммы — Made in China и Internet+. Эти программы запущены в 2015 г., они стимулируют инновации, внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни, в роботехнику, VR/AR, блокчейн и пр. Во всех провинциях открываются бизнес-инкубаторы и акселераторы, стартапам предоставляются налоговые каникулы, субсидии на офисы и множество других преференций. В Китае появилось несколько инновационных хабов — Шэнчжэнь, Шанхай, Гуанчжоу и др. Китайское государство стало вступать в партнерство с частными компаниями — венчурными фондами. В случае провала государство теряло свои деньги, а в случае успеха частная компания может выкупить акции государства. Для финансирования таких совместных предприятий государство создало фонд с бюджетом в $30 млрд. Новое поколение предпринимателей живет в жесткой конкурентной среде, где сроки запуска проектов достигают всего нескольких месяцев, так как приходится конкурировать с похожими стартапами. Кроме того, крупные китайские корпорации для запуска одного и того же продукта создают несколько команд.
В Китае к 2020 г. будет построено 46 000 км новых скоростных дорог, общая протяженность трасс составит 170 000 км (в России общая протяженность федеральных трасс — 58 000 км). Для США стали полной неожиданностью разработки китайцев в области искусственного интеллекта (ИИ), как полет в космос в СССР в 60-е годы прошлого века. Китай никогда не был силен в ИИ. Сегодня благодаря ИИ в Китае собирается информация о поведении пользователей интернета (прежде всего через соцсети), а в стране действует система социальных рейтингов.
Правда, сейчас китайская экономика замедляется: ранее рост ВВП составлял 10% в год, сейчас — 6-6,4%. Сдвиг в экономике идет в сторону сервиса. 72% иностранных инвестиций, привлеченных в прошлом году, были сделаны в сфере услуг. В 2005 г. на Китай приходилось менее 1% транзакций в мировой электронной коммерции. Сейчас это более 42% (данные Bloomberg за 2016 г.). Транзакции через мобильные устройства в Китае в 11 раз превосходят аналогичные транзакции в США.
Компании-единороги
В Китае много компаний-единорогов, их стоимость превышает стоимость американских конкурентов. Наиболее крупные из них, или большая тройка, — Alibaba, Baidu и Tencent (последние две, кстати, активно работают с блокчейн-технологиями). Так, стоимость компании Tencent (социальная сеть WeChat и пр.) в конце прошлого года превышала стоимость Facebook: компания стоила около $500 млрд. Сегодня через мобильное приложение для передачи текстовых и голосовых сообщений WeChat китайцы не только общаются, но и делают платежи, продают вещи, заказывают такси, еду, стрижку собаки и пр. — всего около 50 сервисов в одном мобильном приложении. Пока ни одна крупная социальная сеть не создала такого универсального мобильного приложения. Стоит отметить, что западные социальные сети, в том числе Facebook и Twitter, в Китае заблокированы.
Автор: Наталья Кузнецова