ENG
Перейти в Дзен
Аналитика, В мире

Китай готов обогнать США по инновациям

Китай становится первой экономикой мира на рынке высокотехнологичных компаний. Власти США встревожены этим обстоятельством и, чтобы защитить свой рынок, вводят высокие пошлины на китайские товары. Об этом говорится в докладе агентства China Insiders, недавно представленном CEO компании Ольгой Болкуновой в Агентстве стратегических инициатив. China Insiders — компания, помогающая российским предпринимателям выйти на китайский рынок.

Художник: Юрий Аратовский

Китайцы перешли от имитации к инновациям

Китай долго отставал от США в области технологий. В то время как в США в 1975 г. Билл Гейтс основал Microsoft, в Китае с 1966 г. по 1976 г. была культурная революция, и инженеры и техническая интеллигенция бежали в Тайвань или ссылалась в деревни. Только в 1977 г. вновь были открыты университеты; никаких инноваций и изобретений в это время здесь не было. В 1998 г. была основана компания Google. В Китае в 1988 г. только 0,2% жителей имели доступ к интернету. Сегодня 90% мобильных телефонов, 80% компьютеров и 60% телевизоров в мире производится в Китае. Большая доля приходится и на автомобили (25%), корабли (40%) и кондиционеры (80%).

Когда начался инновационный переворот в Поднебесной? В 1997 г., когда китайцы перешли от имитации к инновациям. Именно в это время американские корпорации начали выводить сюда свои R&D-центры. С начала проведения политики открытости в Китай потекли иностранные инвестиции, именно тогда китайцы начали копировать товары иностранных компаний. В 1997 г. в Китае было только 24 R&D-центра транснациональных корпораций, сейчас их количество превышает 2000. Одной из причин открытия исследовательских центров является потребность локализовать и разрабатывать продукцию, уникальную для рынка Китая.

Китаец Ван Син (Wan Xing) клонировал Facebook и другие американские стартапы. В 2010 году Ван Син создал Meituan — аналог популярного в США Groupon, сервиса групповых покупок, где люди получают скидки, приобретая электронику или еду в ресторанах вместе. Всего через семь лет Meituan стала одной из крупнейших торговых компаний в стране, поглотив компанию Dianping, сегодня капитализация Meituan Dianping составляет $30 млрд, у Groupon же — едва достигает $3 млрд. Meituan Dianping дороже Airbnb и SpaceX Илона Маска. Одновременно с Ван Сином конкурировали еще 500 аналогичных стартапов. Почему взлетела Meituan Dianping? Потому что была адаптирована под китайский рынок.

Собственный путь

CEO China Insiders Ольга Болкунова

E-bay и Google не смогли занять китайский рынок, потому что пытались внедрить коробочный продукт, не пытаясь следовать принципам ведения бизнеса в Китае. Так, E-bay брала платежи за размещение товаров на их площадке, брала платежи за транзакции в PayPal, к тому же ее серверы находились в США, что значительно замедляло скорость загрузки страниц. Интернет-магазин Taobao (принадлежит Alibaba) не брал денег за размещение товаров и плату за транзакции, что стимулировало продавцов. Кроме того, Taobao выстраивала доверительные отношения (guanxi) между продавцом и покупателем, внедрив чаты в свою платформу.

В коммунистическом Китае не просто научились копировать, но и придумали собственные бизнес-модели. Как это получилось? Китайское правительство стимулирует внутренний спрос и пытается уйти от экспортоориентированной модели. Для этого есть две основные госпрограммы — Made in China и Internet+. Эти программы запущены в 2015 г., они стимулируют инновации, внедрение искусственного интеллекта во все сферы жизни, в роботехнику, VR/AR, блокчейн и пр. Во всех провинциях открываются бизнес-инкубаторы и акселераторы, стартапам предоставляются налоговые каникулы, субсидии на офисы и множество других преференций. В Китае появилось несколько инновационных хабов — Шэнчжэнь, Шанхай, Гуанчжоу и др. Китайское государство стало вступать в партнерство с частными компаниями — венчурными фондами. В случае провала государство теряло свои деньги, а в случае успеха частная компания может выкупить акции государства. Для финансирования таких совместных предприятий государство создало фонд с бюджетом в $30 млрд. Новое поколение предпринимателей живет в жесткой конкурентной среде, где сроки запуска проектов достигают всего нескольких месяцев, так как приходится конкурировать с похожими стартапами. Кроме того, крупные китайские корпорации для запуска одного и того же продукта создают несколько команд.

В Китае к 2020 г. будет построено 46 000 км новых скоростных дорог, общая протяженность трасс составит 170 000 км (в России общая протяженность федеральных трасс — 58 000 км). Для США стали полной неожиданностью разработки китайцев в области искусственного интеллекта (ИИ), как полет в космос в СССР в 60-е годы прошлого века. Китай никогда не был силен в ИИ. Сегодня благодаря ИИ в Китае собирается информация о поведении пользователей интернета (прежде всего через соцсети), а в стране действует система социальных рейтингов.

Правда, сейчас китайская экономика замедляется: ранее рост ВВП составлял 10% в год, сейчас — 6-6,4%. Сдвиг в экономике идет в сторону сервиса. 72% иностранных инвестиций, привлеченных в прошлом году, были сделаны в сфере услуг. В 2005 г. на Китай приходилось менее 1% транзакций в мировой электронной коммерции. Сейчас это более 42% (данные Bloomberg за 2016 г.). Транзакции через мобильные устройства в Китае в 11 раз превосходят аналогичные транзакции в США.

Компании-единороги

В Китае много компаний-единорогов, их стоимость превышает стоимость американских конкурентов. Наиболее крупные из них, или большая тройка, — Alibaba, Baidu и Tencent (последние две, кстати, активно работают с блокчейн-технологиями). Так, стоимость компании Tencent (социальная сеть WeChat и пр.) в конце прошлого года превышала стоимость Facebook: компания стоила около $500 млрд. Сегодня через мобильное приложение для передачи текстовых и голосовых сообщений WeChat китайцы не только общаются, но и делают платежи, продают вещи, заказывают такси, еду, стрижку собаки и пр. — всего около 50 сервисов в одном мобильном приложении. Пока ни одна крупная социальная сеть не создала такого универсального мобильного приложения. Стоит отметить, что западные социальные сети, в том числе Facebook и Twitter, в Китае заблокированы.

Автор: Наталья Кузнецова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья