В 2024 году Банк России получил более 2 тысяч жалоб россиян на вклады в банках, из которых 554 касались несогласия с начисленными процентами. В остальных речь шла о ненадлежащем информировании по условиям, сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя ЦБ.
Сообщается, что поток жалоб вырос во второй половине прошлого года. В 2023 году количество жалоб из-за несогласия с начисленными процентами по вкладу было вдвое меньше — 262.
Банки вот уже несколько лет используют высокие ставки по вкладам исключительно как маркетинговую активность для расширения клиентской базы и повышения собственной конкурентоспособности, отмечает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев.
«И в этой гонке за лидами банки иногда “заигрываются” с формулировками. Отсюда “самые лучшие” вклады, продукты, карты; белые нечитаемые буквы мелким шрифтом внизу экрана; слишком сложные условия, чтобы выразить их в нескольких фразах, и т.д. Скорее всего, причина в несогласованности отделов маркетинга и юридического», — полагает эксперт.
В результате формируются ожидания клиентов, которые не соответствуют действительности.
Увеличение числа жалоб на суммы начисленных процентов также можно связать с относительно низкой культурой финансовой грамотности, с непониманием механизма начисления процентов и принципов работы банковских вкладов, а также общим увеличением числа клиентов-вкладчиков, поясняет Игорь Расторгуев.
«Депозиты открывали за последний год вообще все, у кого были излишки денег, — подчеркивает аналитик. — За последний год доля наличности, которую россияне держат дома, снизилась до 15%. Процедуру открытия максимально упрощает и разработка сервисов и банковских приложений».