Масштабирование бизнеса — один из главных шагов к росту компании и укреплению ее позиций на рынке. Однако этот процесс сопряжен с рисками, например увеличением расходов, ухудшением качества услуг, возможными трудностями в управлении персоналом. Как избежать подобных проблем, рассказали эксперты агентства «Ваш кадровый советник» (ВКС).
Постепенное расширение
Масштабирование не обязательно означает резкий рост. Увеличивать объемы производства, внедрять новые продукты или услуги можно постепенно, тщательно оценивая спрос и отдачу от инвестиций. Такой подход снижает финансовые риски и позволяет лучше адаптироваться к увеличению масштабов. Перед масштабированием важно устранить слабые места в уже текущих процессах, а значит, начинать необходимо с детального анализа работы, каждого его звена.
Формирование стратегии
По сути, это создание дорожной карты, в которой должны быть четко определены целевые рынки, клиентские сегменты и каналы сбыта товаров или услуг. Далее прописываются показатели эффективности. На их основе составляется план действий с бюджетом, сроками и ответственными за каждый этап лицами или партнерами.
Расширение
Расширение — это и внедрение новых продуктов или услуг, и географическое расширение на новые регионы или страны, и увеличение объемов производства и продаж. Рост бизнеса обеспечивается по разным направлениям. Главное — не терять контроль и постоянно мониторить финансовые показатели, добиваться обратной связи от клиентов и партнеров и при этом сохранять гибкость!
При масштабировании бизнеса можно продумать способы диверсификации. Расширение продуктовой линейки помогает снизить риск потерь в случае изменения рыночной конъюнктуры.
На пути к цели
Финансовые вопросы можно решать при помощи кредитов, лизинговых программ, грантов или собственных средств. В любом случае необходимо экономить, так как обычно денег на масштабирование уходит больше, чем запланировано. Поэтому лучше сразу воспользоваться инструментами, которые позволяют беречь ресурсы. Например, все кадровые вопросы можно доверить опытным аутстафферам — вывести к ним в штат уже трудоустроенных людей, туда же оформлять новых сотрудников. Этим вы закроете для себя объемный и часто проблемный вопрос с выплатами и ведением кадрового документооборота, включая самый сложный — миграционный, избавите себя от необходимости вникать в нюансы требований контролирующих органов и рисковать получить штраф за нарушения. Важно обеспечить достаточный ресурс для масштабирования: просчитать затраты на инфраструктуру, оборудование, программное обеспечение. Возможно, необходимо будет внедрить CRM-системы или ERP, если их еще нет, дообучить персонал.
В идеале нужно запустить пилотные проекты на новых рынках или сегментах. Получить обратную связь, чтобы проанализировать ситуацию, возможно, вернуться к расчетам и подкорректировать их. Все это делается для того, чтобы минимизировать риски.
Почему важно проходить все этапы?
Каждый этап важен, так как пропуск одного из них может привести к ошибкам, например: неподготовленные процессы могут не выдержать нагрузки, недостаток ресурсов или плохая стратегия увеличат затраты, отсутствие тестирования может привести к провалу на новом рынке. Поэтому поэтапный подход помогает добиться устойчивого роста, не бросить задуманное на полпути и не обанкротиться.
Масштабирование бизнеса не обязательно требует больших внутренних инвестиций. Заключение партнерств с другими компаниями, например аутстафферами, использование франчайзинговой модели или совместные проекты помогают расширить влияние, минимизируя риски.