Пандемия коронавируса привела всю мировую экономику в состояние сильного шока и рецессии. Теперь вопрос состоит не в том, будет ли она и в каких странах, а исключительно в её глубине и продолжительности. Рассказываем об инструментах, с помощью которых руководство стран может противостоять рецессии.

Уникальный кризис
Несмотря на наличие разных мнений касательно продолжительности и характера рецессии, большинство экономистов склоняется к сценарию так называемого «V-образного спада»: закрытие предприятий реального сектора и катаклизмы мировой транспортной и туристической отраслей, скорее всего, носят глубокий, но не слишком продолжительный характер. Тем не менее это очень необычная рецессия. Её невозможно сравнить не только с мировым финансовым кризисом 2008 года, но и с легендарной Великой депрессией в США, которая произошла в 30-х годах прошлого века.
Во всех случаях в новейшей истории экономические крахи были вызваны разбалансировкой спроса и предложения, которые приводили к кризисам платёжеспособности субъектов экономики. Это в свою очередь подрывало кредитную устойчивость оплота современной мировой финансовой системы — банков. Соответственно, для «лечения» прописывались соответствующие монетарные «пилюли», о которых речь пойдёт ниже.
Но в данном случае потребительский спрос схлопнулся не по вине каких-либо перекосов или злоупотреблений, как это бывало раньше, а в результате нашествия «невидимого врага», как его называет президент США Дональд Трамп. Как с ним бороться — медики пока не знают. Как бороться с его экономическими последствиями — экономисты также пока не знают.
Проверенные решения
В арсенале всех стран есть два вида лекарств «симптоматического лечения» текущего кризиса: фискальные (те, которые относятся к бюджетам и системам налогообложения и льгот) и монетарные — меры первого реагирования, призванные возместить финансовой системе той или иной страны утрату денежной ликвидности и денежных потоков.
Классикой и эталоном монетарно-фискального реагирования на угрозы рецессии считаются действия Центрального банка США — Федеральной резервной системы. Остальные центробанки мира пытаются в той или иной мере копировать ее действия, хотя, конечно, арсеналы у них значительно более скромные.
ФРС США имеет так называемый «двуединый мандат»: способствовать достижению низкого уровня безработицы и поддерживать стабильные цены во всей экономике. Во время рецессии безработица растёт, цены впоследствии зачастую снижаются из-за дефицита спроса в процессе, известном как дефляция. В случае резкого экономического спада ФРС может предпринять радикальные меры по подавлению безработицы и поддержанию цен как для выполнения своего традиционного мандата, так и для оказания экстренной поддержки финансовой системе и экономике США.
В начале рецессии всё начинается с того, что определённые предприятия терпят убытки — как правило, из-за сочетания реальных экономических потрясений или экономических «узких мест», которые являются результатом конфликта интересов производителей и потребителей. Предприятия начинают массово увольнять работников, продают активы, а иногда и объявляют дефолт по своим долгам или, в худшем случае, подают на банкротства. Всё это оказывает понижающее давление на цены и предложение кредитов предприятиям в целом, что может спровоцировать процесс дефляции долга.
Методы ФРС
ФРС (и другие центробанки мира, следуя её примеру) обычно осуществляет опробованные действия, включающие в себя скупку активов (ценных бумаг) на открытом рынке, регулирование резервов банков (обычно банкам предписано хранить небольшую часть своих активов на счетах центробанков как страховку от неожиданных потерь из-за роста неплатежей — так вот величину этой страховки можно регулировать в подобных случаях), дисконтное кредитование (кредитование под минимальную процентную ставку), а также «тонкую настройку» для управления рыночными ожиданиями.
ФРС может снизить процентные ставки, покупая долговые ценные бумаги на открытом рынке в обмен на вновь выданные банковские кредиты. В теории они должны стимулировать бизнес, но в нашем случае это не совсем очевидно, поскольку деловая активность низкая не из-за дороговизны денег, а из-за опасения людей за своё здоровье. Кроме того, банки — участники взаимного фондирования в рамках ФРС могут давать друг другу взаймы деньги по более низкой ставке, по которой банки кредитуют друг друга на ночь (так называемые «кредиты овернайт», которые являются самым быстрым и непосредственным индикатором благополучия банковской системы).
Делая подобные шаги, ФРС надеется, что созданная ею волна снижения процентных ставок распространится по всей финансовой системе, что вызовет повсеместное падение стоимости заёмных денег и заставит людей и бизнесы более смело брать в долг «до лучших времён».
Когда это работает, более низкие ставки позволяют компаниям не подавать заявки на банкротства и увольнять персонал, а попытаться пережить трудные времена за счёт внеочередной порции ультрадешёвых кредитов. Это помогает удержать сотрудников на текущей работе и подавить рост безработицы и падения цен активов и недвижимости — наиболее болезненные проявления любой рецессии. Более низкие процентные ставки также создают условия для потребителей совершать больше покупок в кредит, а современная экономическая модель основана именно на главенствующей роли потребительского спроса (к сожалению, в российских реалиях этот тезис звучит странно), поддерживая стабильный уровень розничных цен. Это в свою очередь позволяет соответствующим бизнесам оставаться в прибыли и пролонгировать свои долги вместо того, чтобы жить в нужде.
Как было упомянуто выше, ФРС может также регулировать определенные нормативы банков, снижая в их отношении требования «заморозки» части оборотных капиталов под обеспечение гарантий погашения потенциального долга. Исторически сложилось так, что ФРС была уполномочена регулировать деятельность банков, чтобы они поддерживали достаточные ликвидные резервы для удовлетворения требований выкупа и оставались платежеспособными.
Во время рецессий ФРС может также снизить требования, позволяющие банкам более гибко использовать свои резервы. Впрочем, в таком случае присутствует риск увеличения финансовой уязвимости самих банков. Но если подобные послабления даются на не слишком продолжительный срок, считается, что риск подобных негативных последствий минимален.
Поможет ли весь перечисленный арсенал мер в нашей нестандартной ситуации пандемии коронавируса — вопрос дискуссионный, но как минимум симптоматическое облегчение указанные меры наверняка принесут.



ENG

