ENG
Перейти в Дзен
Мнение, Прогнозы, Финансы

МФО в 2022 году: рост под давлением

Андрей Пономарев

Андрей Пономарев

Генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir

Микрофинансовый рынок оказался одним из наиболее устойчивых к кризису: объемы выдач начали восстанавливаться еще в 2020 году, а в 2021-м уверенно превзошли допандемийные уровни. В нынешнем году двухзначный рост, скорее всего, продолжится, но доходность МФО будет находиться под сильным давлением. На практике это чревато тем, что часть клиентов с наибольшими кредитными рисками потеряет доступ к легальному кредитованию. 

Михаил Воскресенский / РИА Новости
Михаил Воскресенский / РИА Новости

По последним данным Банка России, в третьем квартале 2021 года портфель микрозаймов вырос квартал к кварталу на 6%, а по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — и вовсе на 35%. Общая сумма, которую россияне взяли в долг у микрофинансовых компаний, достигла, таким образом, 305 млрд руб.

Причины столь впечатляющей динамики — общеэкономические. По данным Росстата, инфляция в 2021 году в России составила 8,4%, тогда как рост реальных доходов населения не превысил 3,5%. В действительности для конкретной семьи разрыв между тем, насколько выросли расходы и как изменились доходы, может быть еще серьезнее.

В этих условиях возможность перехватить займы «до зарплаты» становится для миллионов россиян самым простым, а подчас — единственным способом поддержать привычный уровень жизни. Поэтому двухзначный рост микрофинансового рынка в 2022 году продолжится.

Вместе с тем чем больше люди берут займы, тем громче слышны опасения о закредитованности населения. Неудивительно, что основные законодательные инновации, которые мы увидим в ближайшем будущем, направлены на снижение долговой нагрузки.

Пожалуй, главная из них — ограничение максимальной процентной ставки по кредитам и займам с нынешних 1% до 0,8% в день, а также снижение максимально возможной суммы долга с 1,5х от суммы кредита до 1,3х.

Не так много услуг дешевеет в последнее время. Снижение стоимости займов — позитивный сигнал для заемщиков. Но у этого явления есть и обратная сторона. Лишившись фактически 20% своих доходов в сегменте краткосрочных займов, компании будут вынуждены пойти на изменение скоринговых моделей.

Более высокий процент по микрозаймам по сравнению с банковским кредитованием обусловлен тем, что МФО более снисходительно оценивают финансовые возможности своих клиентов: кто-то из заемщиков может допустить просрочку, но компания все равно компенсирует этот ущерб. Со снижением процентной ставки делать так будет сложнее. В итоге компаниям будет проще вовсе отказаться от работы с некоторыми наиболее уязвимыми категориями заемщиков.

К этому напрямую подводит еще одно законодательное нововведение 2022 года: так называемые макропруденциальные лимиты по необеспеченным потребительским кредитам (займам). Сейчас при работе с клиентами, чья предельная долговая нагрузка превышает 50% (то есть половина ежемесячного дохода тратится на выплаты по кредитам), банки и МФО должны корректировать нормативы. Иных ограничений нет. Согласно новым макропруденциальным лимитам, доля кредитов, выданных клиентам с ПДН более 80%, не должна будет превышать 25% от объема выдач для банков и 35% — для МФО.

По статистике Банка России, доля таких потенциально проблемных кредитов и займов у банков в третьем квартале 2021 года составила 31%, у МФО — 44%. Более того, регулятор признает, что у ряда крупнейших финансовых организаций, включая ведущие банки страны, она существенно выше. Логично предположить, что значимая часть их клиентов лишится доступа к легальным кредитным инструментам.

В поисках маржи

Какие шаги стоит ждать от бизнеса в текущих условиях? Чтобы компенсировать выпадающие доходы и повысить маржу, многие компании станут еще активнее предлагать клиентам дополнительные услуги, например страховки или юридическую поддержку, или брать скрытые комиссии. Яркий пример такого рода — комиссия при погашении займа, когда клиент должен заплатить процент за перевод денежных средств на счет компании. По закону микрофинансовые компании обязаны предоставлять хотя бы один способ бесплатного погашения долга, но далеко не факт, что этот способ будет удобным.

С недавних пор при подаче онлайн-заявки компаниям запрещено автоматически проставлять за клиента галочки, подписывающие его на дополнительные услуги. Однако и это ограничение обходится за счет «кричащих» кнопок и уведомлений, предупреждающих заемщика о серьезных рисках, если он не купит страховку или иную услугу.

МФО, работающие офлайн, могут давить на клиентов еще сильнее. Когда человек приходит в офис и сидит перед менеджером, убедить его что-то купить гораздо проще.

Мы не разделяем подобную стратегию: все же люди обращаются в МФО, потому что им нужны деньги, а не услуги страховщиков или юристов. Лучше предложить человеку займ на наиболее выгодных условиях, чтобы он вернулся в компанию снова. Но из-за сокращения доходности далеко не все компании смогут работать на перспективу. Многие предпочтут решать свои финансовые проблемы за счет клиента здесь и сейчас.

Обнадеживает то, что компании совершенствуют свои продукты, развивая наряду с краткосрочными займами другие формы кредитования. Банк России отмечает рекордный рост долгосрочных займов (Instalmentloans и POS): в портфеле МФО их доля в третьем квартале 2021 года достигла 55% — больше, чем когда-либо за всю историю наблюдений.

Часто долгосрочные займы выдаются тем, кто уже брал займы «до зарплаты» и зарекомендовал себя как дисциплинированный заемщик. Для компаний это своего рода новый уровень взаимодействия с клиентом. А клиенты в свою очередь получают возможность взять займ на большую сумму, на более длительный срок и под более низкий процент.

Микрофинансовые организации не менее властей заинтересованы в увеличении числа россиян со стабильным уровнем дохода и низкой долговой нагрузкой. Но решение этой задачи зависит от общей экономической ситуации в стране.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья