• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
В мире, Мнение, Финансы

Международный финансовый центр «Астана»: перезагрузка евразийского финансового рынка?

Михаил Кузнецов — директор Центра системных трансформаций экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, независимый корпоративный директор

С 1 января 2018 года начал работу Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), его торжественное открытие прошло в начале июля. Каковы преимущества работы в новой юрисдикции для российского и казахстанского бизнеса?

Как действующий независимый директор ряда российских и казахстанских компаний в открытии МФЦА я вижу отличный шанс как для казахстанского, так и для российского бизнеса расширить базу потенциальных инвесторов и в конечном итоге увеличить приток иностранных инвестиций в экономику. Вместе с тем реализация данного шанса во многом зависит от того, сможет ли новый финансовый центр преодолеть ряд вызовов, связанных с регулированием, конкурентным позиционированием по отношению к другим финансовым центрам, эффективностью взаимодействия с ключевыми «стейкхолдерами». С точки зрения воздействия на развитие институтов и трансформации финансового рынка Казахстана дополнительного внимания заслуживает набор услуг МФЦА для среднего бизнеса и инновационных компаний, а также, что наиболее важно для моей практической деятельности, предполагаемые к применению стандарты корпоративного управления.

Прежде всего, для будущих резидентов МФЦА это традиционные для специальных финансовых зон преимущества налогового характера. В частности, вся деятельность финансового института в таких сферах, как рынок капитала, управление активами, private banking, не облагается корпоративным подоходным налогом в течение 50 лет, а для иностранных граждан, которые работают в этих организациях, предоставляется освобождение от индивидуального подоходного налога. При этом речь не идет о размывании налоговой базы других государств — специально рассматривались современные подходы ОЭСР, направленные на противодействие уклонению от национального налогообложения. В рамках идеологии нового финансового центра предусмотрены необходимые инструменты обеспечения ответственности должностных лиц по борьбе с отмыванием денег и всеми применимыми международными обязательствами, в том числе с потенциальными злоупотреблениями.

Второе преимущество — доступ к защите, инвестиционным гарантиям через независимые структуры, которые инкорпорированы в МФЦА, в том числе возможность апеллирования к суду МФЦА и Международному арбитражному центру, который потенциально должен снизить «издержки на трение» участников финансового рынка.

С самого начала, определяя собственную «нишу», руководство МФЦА активно работало как с международными, так и с российскими финансовыми институтами: Московской биржей, Сбербанком, ВЭБом, «Альфа-банком». Активное взаимодействие по развитию инфраструктуры исламских финансов выстраивается с Республикой Татарстан, другими российскими регионами. По финтеху, кибербезопасности активное взаимодействие идет с российской Ассоциацией ФинТех, а также с ассоциациями блокчейна в России, представители которых уже проявили серьезный интерес к «регуляторной песочнице», открытой в Астане, где будут отрабатываться подходы к «легкому» национальному регулированию.

Одним из преимуществ развития МФЦА, обеспечивающих дополнительные гарантии защиты прав акционеров, заявлено внедрение передовых стандартов корпоративного управления. Для развития МФЦА выбрана в основном модель корпоративного управления, которая связана с общим правом (common law). Предварительно был изучен опыт Дубая, Абу-Даби и Сингапура. В основном пропорции таковы: где-то на 60% это похоже на Дубай, 20-30% — Абу-Даби, Сингапур и Гонконг.

На этой базе в Казахстане было разработано и внедрено законодательство в составе 47 актов.

Приблизительно это выглядит как работа Гонконга в Китае, по формуле «одна страна — две системы». Были внесены изменения в конституцию, которые оговаривают, что МФЦА работает в отдельной подсистеме, есть конституционный закон, и он отсылает уже к актам МФЦА. 47 актов МФЦА уже приняты. В частности, «большая четвёрка» аудиторских компаний и многие другие компании, работающие в Казахстане, оценили для себя возможность работы в этой юрисдикции.

Существующие планы по развитию стандартов корпоративного управления — большой шаг вперёд для Казахстана, так как действующие стандарты, по мнению многих участников рынка, устарели и не соответствуют лучшей актуальной практике (например, принципам корпоративного управления ОЭСР 2015 г.) и требуют пересмотра. МФЦА вполне может стать лидером пересмотра, обновления и продвижения национальных и региональных корпоративных стандартов.

Таким образом, сотрудничество с Центром может обеспечить бизнесу дополнительные налоговые преференции, надежную судебную защиту и гарантии по инвестициям, соответствие лучшим международным стандартам корпоративного управления, а также доступ к передовым инструментам финансирования и современным финансовым технологиям. Если в МФЦА в дополнение к развитию лучших международных стандартов корпоративного управления будут обеспечены четкие правила листинга и должная ликвидность на торговой площадке, которая позволит в том числе российским компаниям, работающим по передовым стандартам, получать выгоду, а именно — привлекать долгосрочное финансирование на выгодных условиях, представляется вполне вероятным, что в этот «оазис корпоративного управления» придут не только российские компании, но и компании других стран.

Что касается рисков и «вызовов» для проекта, то, по нашему мнению, ключевыми из них на данном этапе могут быть риски возможных правовых коллизий в связи с особым правовым режимом, а также неготовность МФЦА обеспечить должный уровень сервиса (включая весь комплекс услуг) для своих участников и конкуренция с другими глобальными и региональными финансовыми центрами.

На наш взгляд, истинным мерилом успеха МФЦА стала бы практика, при которой типичная казахстанская или российская компания, следуя стандартам и правилам МФЦА и используя инфраструктуру Центра, смогла бы провести успешное размещение ценных бумаг с «премией» к аналогичному размещению на «локальном» рынке и минимизацией дисконта по сравнению с иными международными финансовыми центрами. При достижении такого состояния можно было бы с уверенностью заявить о существенном вкладе и ценности проекта для трансформации финансового рынка не только Казахстана и Центральной Азии, но и всего евразийского пространства.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»