ENG
В мире, Инвестиции

Судьба агломерации: для Минска создадут города-спутники

Минская агломерация — одна из самых крупных в СНГ и восточноевропейских странах — спонтанно начала образовываться еще во второй половине XX века. Но впервые на официальном уровне словосочетание «Большой Минск» прозвучало в 2014 году, при этом авторы сразу подчеркнули, что ничего общего с Новой Москвой не будет. Недавно президент Беларуси Александр Лукашенко публично раскритиковал темпы развития Минской агломерации: мало предприятий выносится в города-спутники и слабо развивается транспортное сообщение. Поскольку в Беларуси слова Лукашенко чаще всего не обсуждаются, можно сделать вывод, что направления, озвученные им, станут одними из крупнейших в стране инфраструктурных инвестиционных проектов.

Иван Руднев / РИА Новости

Вопрос создания Минской агломерации встал в связи с невозможностью и нецелесообразностью роста населения самого Минска. Плотность населения в Минске достигла 6200 человек на кв. м (в микрорайоне Юго-Запад она составляет 18000 человек на кв. м, что соответствует густонаселенным районам Москвы). Население Минска сейчас около 2 млн человек, и городские власти считают, что это предел — никаких новых территорий, как в Москве, присоединять не нужно. Разрастаться Минску некуда: он и так достаточно это сделал в последнее время в восточном направлении. В случае присоединения пригородов к черте города, учитывая то, что в Минске пока еще всего лишь две ветки метро, и третья неизвестно, когда будет, в центре возможен транспортный коллапс. Дешевле, как показывает мировая практика, провести в пригороды городскую электричку на основе расширения уже существующих железнодорожных путей. Ко всему прочему, сильно выросшая плотность населения (Минск среди столиц соседних государств по показателю на первом месте) вынуждает принимать меры по переселению жителей Минска в пригороды. К 2015 году был определен список городов, окружающих Минск, которые должны были стать его спутниками: Дзержинск, Жодино, Фаниполь, Смолевичи, Узда, Руденск, Заславль, Логойск. На тот момент Дзержинск, Жодино, Фаниполь, Смолевичи, Руденск и Заславль либо имели экспресс-сообщение по железной дороге на разрекламированных «Штадлерах», либо оно готовилось. У Логойска и Узды с транспортом проблемы: если с Логойском есть хоть достаточно регулярное автобусное и маршруточное сообщение по Витебской трассе, то Узда — это райцентр в достаточном удалении от автотрассы Минск — Брест. Весной 2015 года генеральные планы упомянутых городов-спутников, разработанные минскими архитекторами, были вынесены на общественное обсуждение.

Уже тогда стало ясно: план провалился, потому что на уровне руководства страны решили развивать по данному типу только городской поселок Руденск Пуховичского района. Идея развивать Руденск была связана, судя по всему, с наличием там соответствующей инфраструктуры: в поселке есть ТЭЦ и запасы воды. Предполагалось вынести в Руденск предприятия машиностроения и металлургии, создать из Руденска, Дружного и Свислочи один большой населенный пункт. Сейчас в Руденске 11 тыс. человек, а стать должно 111 тыс., что сопоставимо с населением Солигорска — второго по численности населения города Минской области.

Однако план с Руденском провалился. По всей видимости, вопрос коренился в удаленности Руденска от Минска: целых 40 км по железной дороге. Даже пущенные «Штадлеры» не убрали проблему. Власти решили переключиться на более близкие Смолевичи, расположенные по московскому направлению, в последнее время получившие известность в связи со строительством в Смолевичском районе китайско-белорусского индустриального парка «Великий Камень». Там за все время действия программы развития агломерации был сдан один дом. Поэтому гнев первого лица государства можно понять.

Что теперь будут делать? Учитывая указания Александра Лукашенко, жилье однозначно сразу не будут строить. Сначала будет создаваться транспортная инфраструктура. На уровне, соответствующем оценке «удовлетворительно», она уже есть: это экспрессы городской электрички с составами «Штадлер» до Заславля, Смолевичей и Руденска. Жодино, Дзержинск, Фаниполь пока остаются не охваченными экспрессами, но особой проблемы продлить движение «Штадлеров» от Смолевичей до Жодина не составляет. Большую проблему составляет запуск движения городской электрички по брестскому направлению по маршруту Минск — Фаниполь — Дзержинск, власти обещают, но пока обещания не выполняются. Основную проблему составляют большие интервалы движения «Штадлеров», из-за чего они проигрывают конкуренцию маршруткам. В частности, даже запуская городскую электричку со всеми остановками от вокзала до Ждановичей (Молодечненское направление) в начале десятых, городские власти убеждали минчан, что интервалы будут около 20 минут, так что новый вид транспорта виделся вполне конкурентоспособным с автобусами, троллейбусами и маршрутками, тем более что охватывал многие районы, слабо охваченные наземным транспортом (например, Масюковщину). В итоге интервалы оказались около 50 минут, то есть как у обычных электричек. Проект, можно сказать, провалился. Идеи же соединить городскими поездами с минским железнодорожным вокзалом Смолевичи, Заславль и Руденск провалились тем более, так как там интервалы еще выше, в то время как у маршруток интервалы меньше. Нет никакого сомнения: после батькиной критики городские власти Минска всерьез примутся за уже вроде как реализованный для отписки проект, в него потекут инвестиции, чтобы сделать жизнеспособным. Вероятнее всего, основными направлениями инвестиций будет постройка дополнительных двухпутных дорог по указанным направлениям (пока дошли только до того, чтобы построить один дополнительный реверсный путь) и закупка новых «Штадлеров» (благо, что те делают под Минском).

Еще один проект, за который теоретически может всерьез взяться Министерство транспорта Республики Беларусь после резких высказываний Лукашенко, — постройка монорельса в Логойск. Логойск, расположенный севернее Минска по автотрассе на Витебск, — единственный город-спутник, не имеющий с Минском железнодорожного сообщения. При этом из городов-спутников Логойск — единственный, имеющий курортную инфраструктуру: в свое время там создали горнолыжный курорт. В 2009 году начальник управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома Олег Качан пообещал, что из Минска протянут монорельс в Логойск через горнолыжный центр «Силичи». Затем идея трансформировалась в проект скоростного трамвая между Минском, Логойском, Силичами, спорткомплексом «Раубичи», спорткомплексом «Заячья Поляна», аквапарком и Диснейлендом. Проект оценивается в $190 млн. У «Белкоммунмаша» уже есть опыт постройки эстакадного скоростного трамвая по заказу киевской фирмы.

Что касается продления метро в Заславль, то теоретически, если взглянуть на карту Минска и пригородов, это возможно, но, учитывая хотя бы темпы строительства третьей линии метро, можно представить, какой промежуток времени это займет. Пока таких планов у городской администрации нет.

Автор: Роман Мамчиц

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья