Кучи мусора, которые нерадивые граждане оставляют вдоль дорог или относят к мусорным контейнерам во дворе, роднит один факт: все это может приносить хорошую прибыль. И тем, кто вывозит, и тем, кто хранит. Однако для того, чтобы в полной мере понять правильность поговорки «деньги не пахнут», необходимо сначала решить вопрос с инвестициями. И решить целый ряд сопутствующих проблем.
О том, что с мусором в России проблемы, совсем недавно было заявлено на самом высоком уровне.
Выступая на форуме Общественного народного фронта, президент России Владимир Путин заявил, что проблема утилизации мусора требует общественного контроля.
«Безусловно, без тщательного, прямого общественного контроля здесь не обойтись, потому что здесь злоупотреблений может быть выше крыши», — констатировал глава государства. Он подчеркнул, что к решению этого вопроса обязательно необходимо подключить общественность, однако о формах ее контроля за ситуацией все-таки предстоит подумать отдельно.
Масштабы действительно велики. Как сообщает Росприроднадзор, за один год в России выбрасывается порядка 35-40 миллионов тонн твердых бытовых отходов. И вывоз, хранение и переработка этой горы мусора приносит немалые барыши. По экспертным оценкам, доход одного крупного полигона в Московской области может достигать 400 миллионов рублей. За год же оборот хозяев свалок достигает десятков миллиардов рублей. Экспертные оценки выше — около 70 миллионов тонн. Причем на захоронение отправляется подавляющая часть — 60 миллионов тонн. Среднестатистическая российская семья из четырех человек в год выбрасывает около 150 килограммов различных пластмасс, 100 килограмм макулатуры и порядка 1000 стеклянных бутылок.
Представляете, какие перспективы у переработки отходов? Есть ради чего бороться, не правда ли?
В России же пока переработка мусора находится в зачаточном состоянии: на всю страну работает только порядка 250 мусороперерабатывающих и 50 мусоросортировочных комплексов, 10 мусоросжигательных заводов. И по полному циклу переработки из них никто не трудится.
В то же время стать «мусорщиком в белых перчатках» сегодня довольно легко. Но не так дешево, как может показаться на первый взгляд. И — довольно долго.
Сначала необходимо получить лицензию на вывоз, переработку и хранение мусора. Затем уже задуматься о контракте на вывоз мусора у населения. И найти полигон. Здесь, кстати говоря, предпринимателя и может подстерегать первая проблема. Всего на территории нашей страны около 1000 сертифицированных полигонов, и практически все они заполнены под завязку.
Стоимость вывоза одного кубометра мусора колеблется от 100 до 400 рублей в зависимости от региона, при этом один мусоровоз за ходку зарабатывает порядка 15-17 тысяч рублей. Конечно, часть денег необходимо отдать руководству полигона за право разгрузки, но прибыль все равно остается.
Совсем недавно, кстати, автор заметки был свидетелем разговора двух мужчин, один из которых как раз трудился водителем мусоровоза. И поэтому хвастался своему «менее удачливому» приятелю, что его ежемесячный доход составляет от 100 до 150 тысяч рублей.
Цифры, как видите, находятся в легальном доступе. Почему же тогда на территории России не появляется с каждым годом все больше обустроенных полигонов? Этот факт, кстати говоря, известен и президенту. На том же форуме ОНФ он проинформировал, что уже к сентябрю 2016 года все регионы страны должны были принять решения о создании новых полигонов для отходов, соответствующих необходимым требованиям. Однако как минимум в 33 субъектах Федерации такая работа не была завершена, констатировал Владимир Путин.
В чем же проблема?
Интересный взгляд на ситуацию озвучил деловому журналу «Инвест-Форсайт» ответственный секретарь Научно-технического совета Минпромторга по утилизации промышленных отходов, руководитель консорциума «Феникс» Андрей Калачев. По его оценке, необходимо создать систему стимулирования во многих сферах, чтобы инвестиции пошли в эту отрасль. «Каким, например, это стимулирование может быть? Введение льготы по налогу на прибыль, по НДФЛ. Кредитные льготы, которые должны предоставлять банки. Основная проблема в том заключается, что сегодня ничего такого нет вообще», — констатирует эксперт.
Необходимы изменения экологического законодательства, продолжает Андрей Калачев, в определении, что такое «отходы» и что такое «продукт». При каких критериях считать отход, внесённый в Федеральный Кадастр Классификации Отходов (ФККО) продуктом, поскольку именно в производстве из отхода продукта и состоит смысл утилизации? Необходимо менять и бюджетное законодательство РФ. «Местные бюджеты получают 75 процентов от экологических платежей за размещение отходов на отвалах на своих территориях. Это приводит к тому, что они не заинтересованы в их переработке», — констатирует эксперт.
Кроме того, уверен он, необходимо постепенно повышать экологические платежи за размещение отходов на отвалах и свалках. «Они у нас не только не меняются с 1992 года, но и уменьшены на 20-30 процентов Постановлением Правительства РФ №913 от 13.09.16 г. В то же время во всем мире экологические платежи — ведущий механизм стимулирования бизнеса к стимулированию переработки отходов», — резюмирует эксперт.
Кстати говоря, в вопросе инвестиций может новое развитие получить тема ГЧП — государственно-частного партнерства. По оценке Торгово-промышленной палаты, сейчас в ходу более 40 таких проектов в области переработки твердых бытовых отходов. Строятся комплексы в Новосибирской, Челябинской, Нижегородской и Волгоградской областях, Ставропольском и Краснодарском крае, в Республике Крым.
Автор: Роман Молчанов