ENG
В мире, Мнение

Наказать Чехию

Василий Колташов

Василий Колташов

Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

Отказаться от закупок чешского пива и поездок в небольшую, но все более недружелюбную страну предлагают многие. Однако экономические связи стран намного сложнее: не напрасно чешский бизнес встретил выпады своего правительства против России возгласом: «Это конец!»

Отказаться от чешского пива несложно. Не представляется трудным и снижение туристического потока: в ответ на недружелюбные действия властей Чехии можно рекомендовать гражданам не посещать страну, с которой остается так мало от прежних дипломатических отношений; можно установить требования для туристических агентств убрать туры в Чехию; можно придумать что-то ещё.

Куда важнее обратить внимание на то, что и почему Россия закупает в Чехии и какие действия необходимы для изменения положения. Экономика Чехии развивалась как промышленная во многом благодаря господству над страной австрийского рода Габсбургов. Чешские производители могли работать на рынок их обширной империи, которой требовались оружие, машины, иная техника и иные промышленные товары. После Второй мировой войны чешская промышленность работала на рынки СССР и других стран Варшавского договора. Модель сотрудничества была такой, что обеспечила развитие чехословацкого производства. В ЕС Чехии было непросто уклоняться от директив Еврокомиссии, сохраняя индустрию и сельское хозяйство. Ориентация Чехии на Вашингтон была своего рода формой защиты от давления еврократии. Помогали Чехии и старые связи с Россией.

Российско-чешская торговля была наследницей советско-чешской. Постепенное усиление влияния США на страну в Москве старались не замечать. Старались сохранять экономические связи, которые давали Чехии немало выгод. Даже в коронакризисном 2020 году товарооборот России с Чехией составил $6 110 234 664. Он уменьшился на 28,62% ($2 450 035 689) по сравнению с 2019 годом, но сальдо было для Чехии положительным. В 2019 году сальдо было положительным для России, составив $1 161 843 083. По сравнению с 2018 годом положительное сальдо сократилось на 3,62% ($40 591 082). Однако в непростых реалиях 2020 года Россия закупила в Чехии товаров на $3 678 291 061, что было меньше импорта 2019 года лишь на 0,57%. На машины, оборудование и транспортные средства пришлось 69,24% от всего объема импорта России из Чехии (в 2019 году — 65,62%).

Следом за машинами, оборудованием и транспортными средствами по значению шли продукты химической промышленности, металлы и изделия из них. На них в импорте приходилось соответственно 9,8% и 5,74%. Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё составляли лишь 4,59% от всего объема поставленного в 2020 году в Россию. Вот по этой статье и проходит знаменитое чешское пиво, которому так несложно отказать в праве проникать на рынок России.

Следом идут текстиль и обувь, на которые в 2020 году пришлось 1,43% импорта из Чехии на отечественный рынок. Еще меньше (0,93%) составил ввоз в Россию чешской древесины и целлюлозно-бумажных изделий.

Россия поставляет в Чехию преимущественно минеральные продукты. На их долю в 2019 году пришлось 68,28% экспорта, в 2020 году — 61,42%. На металлы и изделия из них в 2020 году пришлось 10,14%. Следом шла продукция химической промышленности — 9,30%. На машины, оборудование и транспортные средства пришлось в 2020 году 9,04%, а в 2019 году немногим менее — 8,62%. Последняя важная статья российского вывоза в Чехию: древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 2,47%. Со всем этим вывозом ничего особенного делать не требуется, быть может, лишь самим перерабатывать древесину и не ввозить после чешской продукции из нее.

Как же, зная все эти факты, можно отплатить чешскому государству за наглость, вероломство и последовательную враждебность?

Во-первых, борьба с чешским пивом и канцелярскими изделиями мало что даст. Главенство имеет первая статья ввоза из страны: машины, оборудование и транспортные средства. Именно на этом направлении политика российского замещения импорта должна быть форсирована, заместив как можно быстрее многое из того, что мы уже по традиции закупаем в Чехии. Во-вторых, средства наземного транспорта (кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, проходящего по первой статье) должны быть замещены российскими. В России полно предприятий, жалующихся на то, что фирмы, выдающие чешский импорт за отечественную технику, получают государственные (муниципальные) заказы, а реальные российские производители отодвигаются на задний план.

Российские компании должны получить сигнал к скорейшему отказу от чешской продукции. Их страсть к чешским машинам, механизмам и деталям понятна — так проще. Но проще в масштабе одной фирмы, привыкшей за много лет к закупкам в Чехии.

Однако это государство более не может быть названо дружественным. Поддерживать чешскую индустрию, лишая поддержки отечественное производство, особенно подлинно отечественное производство (не выдающее собранные из чешских деталей изделия, например трамваи, за российские), недальновидно. Господдержка российских предприятий обеспечит рабочие места, прибыли и заказы на внутреннем рынке.

Однако товары это одно, а капиталы — другое. Если чешские фирмы готовы ставить в России новые производственные предприятия, не зависящие от поставок комплектующих с родины, это можно только приветствовать.

Все ответы России в торговле объективно являются вынужденными; замещение товаров из Чехии должно решать задачу страховки отечественной экономики от весьма вероятных запретов на вывоз в Россию. Если Вашингтон позволил себе не считаться с интересами чешской экономики, отдавая местным властям приказ развернуть антироссийскую кампанию, ожидать следует чего угодно.

Потому вопрос замещения чешского импорта — не только вопрос наказания, а точнее, попытки вразумления чешских правителей, но и необходимость. Россия задержалась в роли попечителя чешской индустрии — и была наказана за это.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья