Автомат Boft для печати фотографий из социальных сетей — разработка российских предпринимателей, которая была представлена на отечественном рынке в 2014 году. Оригинальность идеи и востребованность услуги у пользователей Instagram позволили молодой компании выйти на международный рынок. Сейчас автоматами пользуются в Америке, Азии и Европе. Сооснователь Boft Тос Мовсисян рассказал, как зародилась идея бизнеса, что из себя представляет проект и как происходила его реализация.
Знакомство с единомышленниками
Тос Мовсисян учился в Москве в Российском экономическом университете имени Плеханова. В 2008 году попал на стажировку в Лаппеенрантский технологический университет в Финляндии. Там судьба свела его с Артемом Гармеряном, Денисом Сколотой и Евгением Ильиным. В тот период ребят интересовала сфера IT-технологий, софт, игры, приложения и виджеты. Интерес вызывали новые развивающиеся мобильные платформы. К тому моменту у друзей уже имелся опыт участия в онлайн-бизнесе и запуске проектов, которые не принесли успеха.
Идея для бизнеса и ее реализация
В 2013 году Тос Мовсисян обратил внимание на новое приложение Instagram, которое быстро набирало популярность у пользователей. Людям нравилось демонстрировать свои фотографии, но все фото у инстаграмеров хранились в цифровом виде. Тогда у молодых предпринимателей возникла идея создать аппарат, который будет распечатывать компактные и удобные для хранения фотокарточки из Instagram.
Оставалось придумать вариант воплощения. Бизнесмены провели мониторинг похожих сервисов в мире, так как купить готовый бизнес и запустить его в России было бы удобно. Но оказалось, что нигде нет реализованных идей и развития в этом направлении. Это дало мощный толчок для того, чтобы скорее занять свободную нишу. Сооснователи решили поместить принтеры для печати фотографий в автоматы и устанавливать их в общественных местах, тем самым привлекая потенциальных клиентов.
Главная проблема заключалась в формате изображений. Самый распространенный — 10*15 см — не подходил для печати квадратных фотографий, был неудобным и большим. Устройств, печатающих и разрезающих бумагу размером 8*8 см по типу снимков под Polaroid, не было. После длительных поисков производителя предприниматели самостоятельно разработали оборудование, которое разрезает фото по нужным параметрам, и заказали его сборку в Японии. Так же решилась проблема себестоимости печати и снижения затрат на бумагу. Обратили внимание на термосублимационную печать, которая позволяла сэкономить на расходных материалах. Эти компактные принтеры работали с рулонной бумагой и пленкой, не занимали много места и оптимально подходили для установки в корпус, который первоначально был изготовлен из металла. Сборку и подключение деталей проводили самостоятельно (этим занимался Евгений Ильин у себя дома), поэтому вскоре материал был заменен на дерево: для такого аппарата не требовались сторонние производители, можно было экспериментировать с формой, размерами, к тому же он имел эстетически привлекательный внешний вид.
На идею и реализацию проекта потребовался год. Весной 2014 года первый автомат по печати фотографий из Instagram появился на дизайн-заводе «Флакон» под брендом Boft, который расшифровывается как Bureau of future technologies — «Бюро технологий будущего». На тот момент Тосу Мовсисяну было 24 года.
Инвестиции и продвижение
На сборку и производство первого автомата потребовался 1 млн рублей. Общая сумма капиталовложений составила 8 млн рублей. Средства молодые бизнесмены взяли из собственных сбережений, получили от продажи квартиры, машин, а также взяли в долг у обеспеченных знакомых. Параллельно решая технические задачи, сооснователи искали место для установки автомата в городе. Но получали отказ от большинства организаций, которые относились либо с недоверием к молодым людям, либо не проявляли интереса к разработке. Разместить первый экземпляр получилось на дизайн-заводе «Флакон». Люди заинтересовались и стали распечатывать фотографии, так как аппарат оказался простым в обращении. Первое время бизнесмены по очереди дежурили возле автомата, устраняя технические сбои и проблемы. Через месяц получилось наладить работу, оборудование пользовалось спросом, привлекало пользователей. Второй автомат в Москве разместили в Камергерском переулке.
Через месяц Boft был установлен на Невском проспекте в Санкт-Петербурге и стал популярным среди местной молодежи. К автомату стали выстраиваться очереди. Стоимость 2-х фотографий составляла 50 рублей и не изменилась по сей день. Именно этот факт дал предпринимателям возможность удержать бизнес на плаву в период кризиса 2014 года. Повышение цены оттолкнуло бы пользователей и не привлекло новых. Через 6 месяцев после старта все вложения полностью окупились. Торговые центры стали сами предлагать размещение на льготных условиях. Многие думали, что это американские автоматы, и удивлялись, узнав, что продукт российских разработчиков. На маркетинг и рекламу средства не тратились: люди сами узнавали об аппарате, распространяли информацию по хэштегу #boft в Instagram. Таким способом его непреднамеренно прорекламировали известные личности и медиаперсоны. За 2015 год оборот компании Boft составил 180 млн рублей, 36 млн поступило из Санкт-Петербурга.
Выход на международный рынок
Продукцией заинтересовались инвесторы и предприниматели из других стран. В первое время не было юридических возможностей и производственных мощностей для выхода на международный рынок. Сначала автоматы распространились в странах СНГ в 2016 году: в Молдове, затем в Эстонии и Казахстане. Когда был найден человек в США, который знал особенности местного бизнеса, был заключен договор и началось сотрудничество с Америкой. После презентации продукта в Штатах появились первые крупные контракты.
Благодаря участию и победе в стартап-акселераторе GenerationS в том же году компанию заметили. Был заключен контракт с Publicis Group для проведения масштабной рекламной кампании. Поступили первые заявки из Азии. Сейчас много автоматов размещено во Вьетнаме. В планах — выход на рынок Кореи, Японии, Бразилии. Потенциал рынка во всем мире — 10 тыс. единиц автоматов. Сейчас автоматы представлены в 28 странах и установлены в 70 городах мира.
Как работает автомат
Boft представляет собой автомат, изготовленный из натуральной древесины с большим экранным меню. Распечатать на нем можно только четное количество фотографий. Стоимость одного комплекта из 2-х штук составляет 50 рублей (4 шт. — 100 руб., 6 шт. — 150 руб., 8 шт. — 200 руб. и т.д. ). Сейчас есть возможность распечатывать фотографии из Instagram, «ВКонтакте» и своего телефона в классическом формате Polaroid или на весь лист. Для этого нужно ввести имя пользователя или хэштег, после чего выбрать интересующие снимки. Если профиль закрыт, требуется войти в аккаунт под своим паролем или открыть к нему доступ в настройках приватности. Основная аудитория — девушки в возрасте 14-22 лет, молодежь, школьники, студенты. Автомат ориентирован на спонтанную покупку, поэтому устанавливается в местах с большой проходимостью.
Предприниматели занимаются самостоятельным развитием бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге, продали франшизы в 44 города России, создав сеть от Калининграда до Владивостока. Особенность подхода в том, что Boft предлагает франшизу по стоимости от 349 тыс. рублей только в одни руки, чтобы не допускать конкуренции внутри компании на территории каждого региона. Франчайзи получает автомат и расходники на период от 2 до 3 месяцев с бесплатным обслуживанием в течение года.
Автор: Кристина Фирсова