ENG
Инвестклимат

НИФИ: нужно повысить эффективность мер господдержки сельского хозяйства

В последние два года темпы роста сельского хозяйства в России в значительной мере опережают рост экономики в целом. Причины известны: это и введенные антисанкции, и масштабная поддержка сельхозпроизводителей со стороны государства. Однако экономисты уверены: при такой поддержке успехи агропромышленного комплекса могут и должны быть гораздо более громкими. В российском сельском хозяйстве так и не произошло экономического чуда. Причиной этого, по мнению специалистов Научно-исследовательского финансового института (НИФИ), является отсутствие долгосрочного стратегического планирования развития сельского хозяйства и отсутствие прямой связи между мерами господдержки и ее результатами.

Сейчас НИФИ по заказу Минфина России исследует агропромышленный комплекс, выявляя слабые места в сложившийся системе. Конечной целью работы станет решение задачи: как увязать меры господдержки с итогами регулирующего воздействия государства на сельское хозяйство.

«Мы проводим проверку эффективности госпрограмм агропромышленного комплекса по поручению Министерства финансов. На сегодняшний день 17 региональных органов власти субъектов Российской Федерации подписали с нами соглашения о конфиденциальности, в рамках которого они нам будут предоставлять информацию», — рассказала «Инвест-Форсайту» руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Инна Рыкова.

Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: государство помогает сельхозпроизводителям, но не видит от них отдачи.

«Проблема — отсутствие связи выделяемой господдержки с налоговыми отчислениями и с объемами производства. Мы хотим видеть: если мы вложили 1 рубль, пусть не сегодня, пусть завтра, пусть через 7 лет… Когда мы это чудо увидим-то экономическое, отдачу от сектора. Для этого мы это делаем, чтобы перевести на рельсы планирования все, что требуется для агропромышленного комплекса. Не чтобы тушить пожары в момент их возникновения. Для этого есть механизм страхования. А именно: четко ставить, планировать субъекты Российской Федерации в части агропромышленного комплекса для планирования необходимых бюджетных расходов», — продолжает Рыкова.

Сейчас в рамках госпрограммы на поддержку сельхозпроизводителей выделено более 200 млрд рублей. Кроме того, для фермеров действует льготный режим налогообложения — единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), по которому ставка налога на прибыль снижена до 0%. Есть также и программа льготного кредитования для аграриев. Но все эти меры недостаточно эффективны из-за отсутствия стратегического планирования на старте производства. Ни фермеры, ни региональные власти не учитывают изменение рыночной конъюнктуры в ближайшем будущем. В результате, с одной стороны, образуется переизбыток какого-то вида продукции, который невозможно продать, и приходится его утилизировать. Фермеры несут убытки, а государство не получает экономического эффекта по итогам оказанной господдержки. С другой стороны, формируется острый дефицит прочего товара, который покрывается исключительно за счет импорта. Так, по словам Рыковой, в 2014—2016 гг. в стране был переизбыток картофеля, который фермеры не могли продать, в то время как пектин, который используется в пищевой промышленности как загуститель, импортируется полностью.

«Ведь у производителей, у фермеров, одна проблема: куда сбыть? В сети не попасть. Продукция пропадает: он ее произвести может, а продать некуда. Потому что цена на рынке падает, соответственно, просто продукция пропадает. Как произошло с картофелем: все кинулись сажать картофель — картофеля много, а даже по минимальным ценам продать никто не может. Сегодня все кидаются — сады сажают, яблоко, еще что-то… Замечательно, но надо же смотреть глубже: давать переработку, дополнительное оборудование, строить новые мощности. У нас, например, пектин полностью импортируется из-за рубежа — $50 млн оборот в 2015 году. Ни одного предприятия в России по пектину не существует!», — продолжает Рыкова.

Еще одной сложностью, на которую обращают внимание эксперты НИФИ, являются выпадающие налоговые доходы, которые образуются в результате введения льготного налогового режима.

«Большое количество крестьянско-фермерских, личных фермерских хозяйств и подворий не являются налогоплательщиками. И это проблема — они производят продукцию, не идущую в легализованные налоговые поступления, и даже те показатели, которые вроде бы выполняются… Например, созданы рабочие места. А сколько с этого созданного рабочего места поступило доходов в бюджет? Того же налога на доходы физических лиц? Мы не видим этого. Сколько от продукции идет НДС? Мы не видим этого. То есть льготные режимы приводят к тому, что мы даем льготный режим и видим рост «выпадающих доходов» бюджета», — продолжает Рыкова.

Таким образом, льготные режимы создают для сельхозпроизводителей и посредников возможность существования серых схем. Сейчас Минфин совместно с Министерством сельского хозяйства по поручению Правительства РФ дорабатывает механизм льготного налогового режима по ЕСХН. Ведомство поддерживает идею разрешения аграриям-плательщикам ЕСХН уплачивать НДС.

По мнению Рыковой, это позволит «предотвратить серые схемы по возврату НДС из бюджета с использованием фирм-однодневок. Сельхозпроизводители смогут напрямую и без финансовых посредников работать на экспорт, что создаст дополнительные финансовые ресурсы аграриям при возврате НДС».

Автор: Альбина Бехтина

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья