Сделать летательный аппарат с реактивным двигателем, практически невидимым для радаров с земли, позволит изобретение отечественных инженеров. Технологию разработали в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, авторы изобретения — Александр Старик и Павел Кулешов.
Невидимым теперь может стать практически любой самолет, причем серьезного технологического переоснащения при этом не потребуется. Вокруг самолета попросту создается защитное аэрозольное облако — его образуют специальные жидкие частицы, способные рассеивать направленное инфракрасное излучение (последнее как раз используют в радарах для обнаружения движущихся объектов). Частицы будут заранее добавляться в поток продуктов сгорания авиатоплива с помощью ионного генератора. В процессе используется многоэлектронный генератор нестационарного коронного разряда, с помощью которого процесс смешивания продуктов сгорания и ионов проходит одновременно с генерированием последних. Таким образом, самолет гораздо сложнее заметить с земли.
Предложенная учеными Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова технология позволяет существенно уменьшить видимость самолета, причем как в процессе полета, так и во время посадки или взлета, что обычно бывает особенно затруднительно.
«Российская новинка позволяет не только маскировать летательный аппарат, но управлять интенсивностью генерации ионов, которые в исключительных случаях можно генерировать в течение всего полета, в несколько раз снижая вероятность поражения самолета самонаводящимися ракетами или его обнаружение радарами с использованием направленного ИК-излучения», — говорится в представлении проекта от Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Использование инновационной технологии позволит решить проблему использования маскировочных технологий как в военной, так и в гражданской авиации, которая оказывается особенно актуальна в условиях большого числа локальных конфликтов.
Похожие решения на рынке присутствуют уже не первый год, тем не менее, практически все из них обладают значительными недостатками. К примеру, одна из технологий предполагает использовать закрепленные на двигателе гибкие графитовые ленты, однако такой подход не решает проблему маскировки теплового следа самолета. Другая технология предусматривает задействование охлаждающих систем — так снижалась температура реактивного выхлопа, но равномерности охлаждения добиться так и не получилось. Еще одно изобретение предлагает распылять в реактивной струе нанокристаллы CdSe, что дает защиту только от маловысотных ракет в режиме взлета и посадки. К тому же, стоимость используемых нанокристалллов довольно высока.
Новую же отечественную разработку как раз отличает экономичность — прежде всего, ее применение не предполагает серьезной конструктивной переработки двигателя или изменения состава топлива. Особенно данное обстоятельство важно для авиации гражданской, поскольку инновация практически не повлияет на стоимость пассажирских авиаперевозок.