ENG
Перейти в Дзен
Новости

В России появятся самолеты-невидимки

Сделать летательный аппарат с реактивным двигателем, практически невидимым для радаров с земли, позволит изобретение отечественных инженеров. Технологию разработали в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, авторы изобретения — Александр Старик и Павел Кулешов. 

Невидимым теперь может стать практически любой самолет, причем серьезного технологического переоснащения при этом не потребуется. Вокруг самолета попросту создается защитное аэрозольное облако — его образуют специальные жидкие частицы, способные рассеивать направленное инфракрасное излучение (последнее как раз используют в радарах для обнаружения движущихся объектов). Частицы будут заранее добавляться в поток продуктов сгорания авиатоплива с помощью ионного генератора. В процессе используется многоэлектронный генератор нестационарного коронного разряда, с помощью которого процесс смешивания продуктов сгорания и ионов проходит одновременно с генерированием последних. Таким образом, самолет гораздо сложнее заметить с земли.

Предложенная учеными Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова технология позволяет существенно уменьшить видимость самолета, причем как в процессе полета, так и во время посадки или взлета, что обычно бывает особенно затруднительно.

«Российская новинка позволяет не только маскировать летательный аппарат, но управлять интенсивностью генерации ионов, которые в исключительных случаях можно генерировать в течение всего полета, в несколько раз снижая вероятность поражения самолета самонаводящимися ракетами или его обнаружение радарами с использованием направленного ИК-излучения», — говорится в представлении проекта от Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Использование инновационной технологии позволит решить проблему использования маскировочных технологий как в военной, так и в гражданской авиации, которая оказывается особенно актуальна в условиях большого числа локальных конфликтов.

Похожие решения на рынке присутствуют уже не первый год, тем не менее, практически все из них обладают значительными недостатками. К примеру, одна из технологий предполагает использовать закрепленные на двигателе гибкие графитовые ленты, однако такой подход не решает проблему маскировки теплового следа самолета. Другая технология предусматривает задействование охлаждающих систем — так снижалась температура реактивного выхлопа, но равномерности охлаждения добиться так и не получилось. Еще одно изобретение предлагает распылять в реактивной струе нанокристаллы CdSe, что дает защиту только от маловысотных ракет в режиме взлета и посадки. К тому же, стоимость используемых нанокристалллов довольно высока.

Новую же отечественную разработку как раз отличает экономичность — прежде всего, ее применение не предполагает серьезной конструктивной переработки двигателя или изменения состава топлива. Особенно данное обстоятельство важно для авиации гражданской, поскольку инновация практически не повлияет на стоимость пассажирских авиаперевозок.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья