ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Новая модель потребительского поведения: фантастика или факт?

Игорь Пылаев

Игорь Пылаев

Эксперт по массовым коммуникациям, автор книг по PR и маркетингу

У COVID-19 уникальная особенность — он превращает в реальность, казалось бы, самые неправдоподобные сценарии. Потребитель вдруг оказался в роли фантастического персонажа, чье поведение целиком и полностью определяют внешние силы, в том числе неведомые. Как это отразится на потребительском поведении? Однозначных ответов пока нет и быть не может. Зато уже более-менее ясно нарисовалась развилка — три возможных сценария развития ситуации. 

Потребитель, вслед за мировой экономикой, остановился на перепутье. Как богатырь в русской народной сказке. Направо пойдешь — коня потеряешь, налево — себя, прямо — обретешь счастье.

Опыт предыдущих эпидемий показал, что потребитель в массе своей обладает невероятной пластичностью. Он готов и к ограничениям, и даже поставить себя «на паузу». Лишь бы как можно скорее вернуться к прежней модели поведения. Потребитель восстанавливается быстро и без чрезвычайных последствий для себя. Как губка или как хвост ящерицы. Доходы, оплата труда, рабочие места отрастают вслед за отскоком рынка. Чуть раньше или немногим позже, но отрастают.

Даже сейчас, в самый разгар коронавируса, значительное число людей не осознает серьезность угрозы, считая «китайский вирус» временным явлением. Ведь к моменту появления COVID-19 весь мир и так жил в формате как минимум двух пандемий — ВИЧ, Эболы…

Вполне возможно, что и COVID-19 не переформатирует базовые ценности и потребности потребителя, а значит, шопоголизм и далее будет цвести пышным цветом. Люди не перестанут летать на самолетах и ездить на поездах, перемещаясь по миру по делам и не только. Мировая экономика не перестанет быть глобальной. И перевести весь бизнес в онлайн вряд ли удастся…

Если что и меняет поведение потребителей на 90–180 градусов, так это прорывные технологии. Появление интернета, мобильной связи, социальных сетей, искусственный интеллект.

В этой связи пандемия может вынудить политиков, ученых и общество снять, к примеру, все запреты на клонирование человека. Чтобы «вкалывал» не сам оригинал, а его генно-модифицированные клоны, приспособленные работать и перемещаться в самых экстремальных условиях. Чтобы отряд не заметил потери бойца в случае смерти клона. Оригиналы тем временем могут жить как у «Христа за пазухой», не подвергая себя риску заражения, профессионального выгорания, без перегрузок иммунной системы и ущерба психическому здоровью.

Только такой сценарий предполагает качественные изменения модели потребительского потребления. Однако сегодня это выглядит как фантастика.

Усиление (пусть даже ужесточение) санитарных требований в общественных местах и на транспорте, ношение защитных масок, сохранение формата «на удаленке», массовый переход в онлайн… Всё это создает дополнительные сложности потребителям и производителям, но в корне ничего не меняет. Мировая экономика по-прежнему заточена на глобализацию всего и вся, и после коронавируса продолжит функционировать в режиме перепроизводства. Следовательно, и модель потребления останется «доковидной»: плати меньше — бери больше!

А как же третий путь, там, где всем будет счастье? Общество еще может вернуться к формату разумного потребления. Например, при условии, что искусственный интеллект начнет выполнять функцию советского госплана — определять и перераспределять объемы производства товаров и услуг по всему миру, исходя из обоснованно рассчитанных потребностей людей. Кому сколько надо для полного счастья, но не больше! На основе математических расчетов, с учетом бэкграунда каждого потребителя в отдельности. Благо, такая информация имеется и сейчас…

По какому пути пойдет потребитель — покажет время, но происходящее за окном наводит на мысль: фантастический вариант окажется наиболее востребованным и реалистичным.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья