ENG

Перейти в Дзен
Интервью, Стартапы

Обогнать Boeing: стартап с российскими корнями покорил США

Призовое третье место в номинации «Технологические Инновации» — таким стал итог участия в выставке технологий AUVSI Xponential-2018 в Колорадо для американского стартапа с российскими корнями Global Energy Transmission Corporation (GET) Леонида и Сергея Плехановых. В России американскую выставку знают мало, а вот для мировой беспилотной индустрии это одно из ключевых событий. В AUVSI Xponential GET участвовала впервые, и сразу успех — к стенду GET все три дня выстраивались очереди. Фурор произвела технология беспроводной передачи энергии для дронов, над которой GET работает уже несколько лет. О том, как GET принимали на AUVSI Xponential, рассказал «Инвест-Форсайту» основатель компании Леонид Плеханов.

— Леонид, почему вы решили участвовать в выставке, как про нее узнали?

— Выставку организует ассоциация AUVSI, она объединяет всех активных участников беспилотной индустрии в США. GET Corporation вступила в Ассоциацию в 2017 г., и почти сразу мы стали участником мероприятия для штатов Орегон и Вашингтон (в Вашингтоне находится наш американский офис), я там выступал с докладом. Потом нам предложили принять участие в AUVSI Xponential. Мы подумали и решили, что стоит участвовать, ведь это главное событие индустрии: все игроки, которые хоть как-то в ней заметны, приезжают на AUVSI Xponential.

— Участников было много. Большая получилась конкуренция в финале?

— Всего в выставке участвовало около 700 компаний — как крупные корпорации, так и начинающие стартапы. Мы соревновались в категории Technology Innovation, где было всего 6 треков, в том числе наш, Innovative Unmanned Solutions. В нем мы заняли призовое третье место. Второе получил A3 AirBus с проектом Vahana, они делают большой дрон для пассажирских перевозок. А первое место заняла компания Epson с системой тренировки пилотирования дрона в виртуальной реальности. На четвертом месте оказался проект от Boeing.

— То есть вы обошли Boeing?

— Ну как обошли? С точки зрения инновационности технологии — да, конечно. Но это достаточно сиюминутная вещь. На момент проведения выставки новизна решения, которое мы представили, действительно была высока. Мы же вообще это впервые показали и анонсировали на мероприятии такого уровня. Но не стоит этот результат переоценивать: с точки зрения новизны восприятия на следующий год, вероятно, это будет уже не так ново. Но мы тоже не стоим на месте, так что не будем загадывать.

Выстроились в очередь 

— Большим был интерес со стороны посетителей?

— Да, очень большой: три дня к нам стояла очередь, всем было интересно, как это все работает и как это применять. Наш стенд был очень активным. В принципе, это понятно — технология интересная, никто раньше ничего подобного не видел. Когда люди видят решение на нашем сайте, оно вызывает меньше доверия, чем реальная демонстрация. А на выставке у нас был демонстрационный макет — уменьшенная модель системы передатчика и дронов, их можно взять в руки, поиграться и понять, как все работает.

— Вы делали демонстрационные полеты?

— Нет, дрона запускать там просто негде, машина большая, к тому же это опасно. Но у нас было видео полета, сама машина и демонстрационный макет. И на нем можно вживую увидеть, как происходит дистанционная зарядка. В уменьшенном масштабе, но все работало.

— А какие компании интересовались решением?

— Подходили представители многих известных компаний, включая Airbus, Lockheed Martin, Intel, DJI и многие другие. Все они используют дронов или работают над проектами, где применяются дроны. В Штатах, в Азии, в отличие от России, эта индустрия намного мощнее. Мы встретили много потенциальных клиентов и пообщались с ними. Сама выставка — это же исключительно В2В-мероприятие, простым посетителям там делать нечего, но это и есть наш основной рынок.

Например, была компания, у которой парк из 100 дронов работает в теплицах для мониторинга состояния растений, и необходимость постоянной смены или заряда батарей с посадкой сильно снижает эффективность их использования. Была компания, которая обеспечивает систему безопасности для местных тюрем, у них есть задача обеспечить непрерывный полет дрона-наблюдателя в периметре. Из телекома интересовались — когда сотовая вышка выходит из строя, компании задействуют дронов для поддержания связи, им было интересно, что мы можем предложить в плане зарядки.

Подходили энергетические компании, у них стоит задача мониторинга протяженной инфраструктуры сетей, в том числе на предмет коррозии и провисания. Все это делается с помощью дронов, и, опять же, возникает проблема подзарядки.

Восприняли позитивно 

— А контракты на выставке заключали?

— Хотя решение у нас хотели купить, контрактов мы не подписывали, еще рано. Нам было важнее понять, каким будет в целом отношение к технологии. Ее восприняли очень позитивно, к ней есть большой интерес. Сейчас это для нас главное. На следующей выставке уже можно будет выйти на коммерческие договоренности.

— Какое решение будете выводить на рынок?

— В долгосрочной перспективе мы по-прежнему видим себя инфраструктурной компанией, оказывающей сервисные услуги по беспроводной зарядке на базе сети передающих станций, но, возможно, двинемся и в сторону кастомизированного В2В-решения для более ограниченных кейсов. Например, для мониторинга объектов или для теплиц, спрос на это есть. На выставке мы как раз увидели назревшую потребность в локальных инсталляциях, когда клиенту требуется 1, 2, 3 зарядных станции для решения своих задач. И наше решение сюда потенциально хорошо встраивается.

— Какова может быть стоимость решения?

— Вопрос стоимости очень непрост: она же зависит от конфигурации проекта. Надо понимать, что это не коробочное решение. Каждый В2В-проект имеет свои особенности и требования, которые могут существенно сказываться на итоговой конфигурации и стоимости. Тем не менее сегодня есть, например, компании, предлагающие автономные роботизированные решения для смены аккумуляторов для дронов, стоимость таких решений составляет сотни тысяч долларов. В нашем случае одна зарядная станция GET будет скорее стоить десятки тысяч, хотя, опять же, все зависит от итоговых требований по мощности, автономности и прочему.

— Какие сегодня возможности у вашей технологии? 

— В данный момент мы можем передавать на дрон до 7 киловатт мощности в непрерывном режиме, обеспечивая его висение и зарядку в воздухе в течение нескольких минут, так как частью нашего решения является система батарей с быстрой зарядкой. При этом диаметр зарядного «пятна» составляет 10-20 метров — то есть в любой точке данной области мы обеспечиваем эффективную высокомощную беспроводную зарядку. В принципе, мы достигли целевых показателей, которые необходимы для начала работы в коммерческом сегменте. Часто это даже избыточно, людям не нужен столь мощный дрон и так много энергии. Теперь стоит задача сконфигурировать решение под запрос рынка, клиентов. Параллельно мы решаем вопросы сертификации, например, в США это FCC-сертификация, обязательная для оборудования, которое имеет компоненту радиоизлучения.

— Когда ждать первых контрактов?

— Локальные инсталляции в рамках пилотных проектов можно запустить примерно через полгода. Если сейчас мы показали технологию, люди про нас узнали, то к следующему году мы сможем сформировать решение под запросы клиентов и начать внедрять коммерческие проекты.

— Не мешает внешнеполитическая напряженность?

— Да нет, она только в политике, а бизнес есть бизнес. Конечно, если ваша компания не под санкциями. Да, у нас в России основной инжиниринговый R&D-центр, но подобное никого не удивляет. Есть много компаний с инжиниринговыми центрами в Белоруссии, Азии или Восточной Европе, вопросов это не вызывает.

Беседовала Ольга Блинова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья