ENG
Перейти в Дзен
Регионы / Мнение

Олег Мансуров: Знания становятся важнее ресурсов

Конкурс специалистов в сфере IT «Цифровой прорыв» платформы «Россия — страна возможностей» позволит участникам не только научиться работать в команде, но и довести свои проекты по пути от идеи до прототипа. О том, для чего сегодня нужны такие конкурсы, будет ли расширяться география городов-участников и о важности для стартапа СМИ как канала донесения информации о себе деловому журналу «Инвест-Форсайт» рассказал руководитель конкурса «Цифровой прорыв» Олег Мансуров. 

Олег Мансуров: Знания становятся важней ресурсов

— Скажите, каковы ваши ожидания от конкурса «Цифровой прорыв»? 

— Начнем с того, что идея конкурса родилась из личного опыта и ситуации на рынке труда. Большое влияние оказал и международный опыт — ведь не только в России есть большой спрос на специалистов в сфере IT и на команды, которые работают в этой области. Кстати, именно команды сегодня являются наиболее востребованной для компаний в этой сфере формой работы. Команды, которые могут создать какие-то продукты, реализовывать междисциплинарные проекты, в результате которых товар не только создается, но и упаковывается, просчитывается экономика его выхода на рынок. В России сегодня дефицит таких команд можно назвать очень серьезным.

— Вы ждете, что по итогам конкурса у Вас появится набор компетентных команд? 

— Понимаете, тут есть два аспекта. Есть плоскость рынка труда, а есть плоскость психологии. Не секрет, что многие специалисты, которые работают в сфере информационных технологий, как правило, не слишком коммуникабельны, закрыты для общения — если мы говорим о них как о членах именно команды. Поэтому нам необходимо в рамках данного конкурса выстроить как можно больше связей между людьми — как на уровне отдельных городов и регионов, так и страны в целом.

Формирование такого рода команд на низовом уровне, а на более высоком – сообществ — и популяризация таких форматов, как хакатоны, когда люди собираются и вместе реализуют какие-то идеи, во-первых, помогает людям познакомиться, пообщаться. Во-вторых, это формирует у них так называемое патерное поведение, которое им в будущем позволит выпускать свои проекты.

— Что означает этот термин в применении к командной модели взаимодействия? 

— Если человек получает даже в такой смоделированной среде, как хакатоны, опыт постановки цели, опыт ее достижения, поиска ресурсов, распределения времени, движения по какой-то дорожной карте, в будущем у него больше предпосылок и возможностей запустить свой собственный проект, свой стартап, свою компанию.

— В конкурсе этого года уже участвуют 40 городов?

— У нас участники из всех регионов России. Но мы выбрали 40 площадок — по географическому и демографическому принципу. Специально так сделали, чтобы как можно больше людей на местах были вовлечены в этот процесс, в этот конкурс.

Если вы знакомы с аналогичными проектами, которые реализуются в рамках АНО «Россия — страна возможностей», то там в основном идет отбор по федеральным округам. Мы решили усложнить себе задачу, чтобы увеличить эффект на местах. Мы не хотим всех свозить в один город: нам важно, чтобы цифровизация, которая сегодня проникает во все сферы жизни, проходила более-менее равномерно по всей стране, чтобы сервисы, которые сегодня доступны в крупных мегаполисах, были доступны и в небольших населенных пунктах. Чтобы специалисты, которые могут с ними работать, были на местах.

— Число городов в дальнейшем будет увеличиваться? Уменьшаться? 

— Список будет немного меняться. Мы понимаем, что целесообразно делать небольшие этапы в достаточно удаленных местах, таких, например, как Магаданская область. Еще пример — Сургут. Мы понимаем, что туда из таких городов, как Ноябрьск, допустим, добраться будет проще, чем до Тюмени, где один из хакатонов проходит в этом году.

— Итогом хакатона является программный продукт, ведь так? 

— Итог хакатона в нашем случае, если мы говорим про региональные этапы, — сформированная команда. Команда, которая показала на практике, что она способна создавать прототип продукта. Итог или выход на финале — полноценный продукт, который уже можно внедрять.

— Вы будете следить за судьбой этого созданного продукта дальше? Или «наградили», «выпустили в свет» и забыли? 

— Проект у нас заканчивается в конце ноября, финал конкурса в сентябре. Те компетенции, которые команда получит при акселерации созданного продукта, своем потенциальном трудоустройстве, — все это за пределами конкурсной механики.

— Заявленная цель конкурса — подготовка и поиск кадров для цифровой экономики. А эти кадры у нас вообще в стране есть? 

— У нас есть люди, которые уже начали движение в этом направлении. И их становится все больше и больше. Буквально недавно был опубликован опрос — большинство детей хотят поступать на специальности, связанные с IT. У нас сейчас увеличилось число бюджетных мест по этим специальностям, в этом году порядка 40 тысяч, в ближайшие годы — до 100 тысяч.

Кроме того, конкурс «Цифровой прорыв» не реализуется как проект в вакууме. Есть национальный проект «Цифровая экономика», хотя «Цифровой прорыв» реализуется в рамках другого национального проекта — «Образование», это проект про кадры. А кадры в данном случае решают если не все, то очень многое, так как мы переходим в экономику если не талантов, то борьбы за таланты. Качество человеческого капитала, компетенции выходят на первую линию. Уже не так важно, какими ресурсами вы обладаете, если у вас есть люди с высокими компетенциями по критическим для развития технологиям.

— Мы достаточно много пишем о стартапах, инновациях и инвестициях. Насколько важно для стартапов и инновационных проектов их максимально широкое освещение в СМИ? 

— Могу сказать о личном опыте. Для моей компании те публикации, которые были в СМИ о нас, оказались важны, так как инвесторы, которые на нас выходили, в том числе выходили за счет информации, которая была опубликована. Когда инвесторы начинают интересоваться той или иной темой, они все равно сначала заходят в интернет, чтобы изучить — что об этом проекте пишут позитивного или негативного.

Для стартапа важно быть понятным для аудитории. Если подниматься на уровень общественных задач и национальных целей, то именно популяризация вот таких вот историй успеха стимулирует других людей двигаться в этом направлении. Раз это получилось у моего друга, соседа, то это должно получиться и у меня.

Беседовал Тарас Фомченков

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья