Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова (МГМСУ) без преувеличения считается основным учебным заведением в России, готовящим высокопрофессиональных врачей-стоматологов. Неудивительно, что в вузе, где на должном уровне поставлено обучение будущих специалистов, аккумулируются новейшие знания и технологии. О современных методиках и разработках в стоматологии, а также об особенностях учебно-образовательного процесса в МГМСУ «Инвест-Форсайту» рассказал ректор вуза, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный врач РФ, лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники Олег Янушевич.
ЗD и зуб из зародышевых клеток
— Насколько, по вашей оценке как ректора, нынешнее стоматологическое образование открыто для инноваций?
— Образование — консервативный процесс. Не всегда инновации способны в практическом плане принести улучшения в части подготовки кадров. Инновации, которые касаются именно образовательного процесса, у нас, как правило, идут от ведомств, которые его регулируют. Это федеральные Министерство образования и Министерство здравоохранения. Наиболее заметным новшеством последних 5 лет в нашем вузе стала аккредитация специалистов. Если раньше для наших студентов, которые заканчивали учёбу, после 5 курса и ординатуры дверь в практическое здравоохранение была открыта, сейчас им, чтобы прийти в специальность, требуется подтвердить свою способность работать в клинических условиях через дополнительный экзамен, который они сдают не своим профессорам, а профессиональному сообществу. Это, на мой взгляд, инновация. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, которая была автором инициативы, не раз подчёркивала, что её реализация станет решающей в качественном завершении всех этапов подготовки врачей.
Стоматологическое образование особенно восприимчиво к активному внедрению роботизированных комплексов. Так, мы в своё время закупили израильские системы ДЕНСИМ, которые позволяют студенту не только создавать подобие той среды, в которой он будет работать с пациентом, но и возможность экзаменаторам, преподавателям с максимальной точностью оценивать, насколько хорошо будущий врач освоил ту или иную технологию. Кроме того, в настоящее время активно входят в образовательную повседневность популярные сейчас в самых различных сферах 3D-модели. В применении к нам, медикам, это уже получивший известность произведённый в Самаре анатомический стол «Пирогов». Несколько наших научных коллективов активно развивают роботические и клеточные технологии, поэтому, как видите, инновации входят в образовательную теорию и практику МГМСУ.
Вместе с тем задействуются и организационные стороны: большая часть вузов (медицинские здесь не исключение) начинают сейчас применять формы «электронного деканата» и «электронного расписания».
— Подтянулась ли отечественная стоматология к мировым стандартам?
— Пока, к сожалению, мировая стоматология не подтянулась к стандартам стоматологии российской. То есть в ответе на ваш вопрос получается всё наоборот. Почему так сложилось? Во-первых, наши отечественные стоматологи получают полноценное высшее медицинское образование, а зарубежные коллеги получают то при университете, и оно носит характер специальности «зубной врач» — то, что у нас практиковалось раньше и готовится по сегодняшний день в медицинских колледжах и других средних медицинских учебных заведениях. В европейском парламенте в течение 5 лет рассматривается законопроект (но никак не принимается!), чтобы наши зарубежные коллеги были приравнены к врачам. Во Франции, к примеру, из 60 тыс. дантистов (так их было бы правильнее называть, а не врачами-стоматологами) всего лишь 1 тыс. имеет врачебное образование. Что касается технологических моментов — да, РФ не производит в должном объёме материалы и приборы, которые требуются врачу-стоматологу в работе. Но мы ими пользуемся. В плане владения ими российские стоматологи ничуть не отстают от «цивилизованных» стран. Разумеется, в разных клиниках и учреждениях инструментарий представлен не всегда равномерно. Но в принципе, как говорят в таких случаях, у нас есть всё.
— Федеральные целевые программы для МГМСУ — каков порядок их формирования и выполнения?
— Программы формируются Министерством образования и науки РФ и Министерством здравоохранения в рамках государственного задания, которое выполняет вуз. В частности, осуществляя это госзадание, последние три года мы занимаемся выращиванием зуба из зародышевых клеток. Нам удалось полностью восстановить эксперимент профессора Такаси Цудзи из Токийского университета естественных наук: учёный вырастил из сформированного зачатка полностью новый зуб под почкой у мыши. В общем, японцы это сделали раньше, а мы повторили. Также в рамках федеральной программы мы создали 4 прототипа робота. Один из них два года назад был представлен председателю правительства, другой — год назад президенту. Сейчас работаем еще над двумя прототипами, которые в ближайшее время вполне могут быть использованы для успешного внедрения в лечебную практику.
Не забываем и о востребованных направлениях, которые всегда были связаны со стоматологией: инфекционные заболевания, сердечно-сосудистая патология, нейрохирургия. В рамках каждой федеральной целевой программы у нас работают группы исследователей, кафедральные коллективы. Конечно, мне — как, наверное, любому руководителю — хотелось бы, чтобы подобных федеральных программ было больше, как и средств на их реализацию.
О доступности медпомощи, конференциях и идеальном возрасте для научных достижений
— Вопрос вам больше как вице-президенту Общества врачей России: как бы вы оценили доступность стоматологической помощи в районных, областных и сельских больницах?
— На сегодняшний день вопрос доступности стоматологической помощи всё же не так остро стоит. Скорее обозначаются проблемы доступности скорой медпомощи, первичного звена её оказания. Да, в разных регионах — чаще всего в зависимости от удалённости крупных городов — стоматология бывает хуже оснащена, чем, допустим, в Москве и городах-миллионниках. Как, возможно, и другие секторы медицины. Но по аспекту бесплатности оказания стоматологическое лечение входит в программу государственных гарантий. Каждый субъект федерации определяет эту программу в зависимости от фонда, которым располагает, от своей инвестиционной специфики. Но основные вопросы, связанные со срочной, первичной стоматологической помощью укладываются в пакет госгарантий на всей территории Российской Федерации.
Моя оценка: состояние доступности и качества оказываемой населению стоматологической помощи — удовлетворительное. Не говорю, что все хорошо или отлично, но тем не менее… Конечно, надо отдавать себе отчёт в том, что преимущественно в регионах в кадровом составе у нас ещё сохранилась категория зубных врачей, о которых я говорил. Они продолжают работать, им разрешено работать до пенсии. Но в учебных заведениях их больше не готовят.
— А насколько в фельдшерско-акушерских пунктах, к организации работы и финансированию которых немало было нареканий в последнее время, представлена стоматология, по вашим сведениям?
— Да, в ФАПах такая возможность законодательно заложена. Тут все зависит от региона. В том или ином субъекте РФ конкретный главный специалист совместно с областным министерством или департаментом здравоохранения определяет структуру оказания медицинской помощи.
— У вас в университете среди программ на почётном месте явно направление «молодёжная наука». Не в каждом высшем учебном заведении ныне хватает возможностей на такие проекты.
— Ну, мы этим не хвалимся — просто утверждаем: без молодёжной науки не будет вообще никакой науки. По большому счёту, нормальная наука формируется людьми до 30 лет. МГМСУ, пока я занимаю должность ректора, образовательную стратегию старается выстраивать таким образом, чтобы научное общество не просто возродилось формально, а чтобы лечебный процесс и работа студентов на кафедре были неразрывно связаны с научным процессом. Для нас это направление, благодаря которому мы всерьёз намерены развивать науку в нашем университете. Старшие товарищи должны в этом деле молодым помогать.
Беседовал Алексей Голяков