ENG

Перейти в Дзен
Инвестиции, Мнение

Почему инвесторам стоит следить за «экономикой по запросу»

Артур Шубаев

Артур Шубаев

Вице-президент Advance Capital

Экономикой «по запросу» (on demand) принято называть предпринимательскую деятельность, которая позволяет без промедления удовлетворить потребительский спрос на товары и услуги. Одним из самых быстрорастущих секторов этой новой экономики, привлекающих внимание инвесторов, является «печать по требованию», меняющая лицо современного fashion-ритейла.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Именно здесь один за другим рождаются стартапы, ракетой взлетающие в мировые топы, нередко попутно получая звание «единорога». По данным Orbis Research, размер рынка программных платформ print-on-demand утроится в период с 2020 по 2026 годы и достигнет объема $5,9 млрд при среднегодовых темпах роста 32,4%. Так проявляет себя становление «нового ритейла».

Мода по требованию

В эпоху fast fashion перед производителями одежды встал трудный вопрос: как удовлетворить мгновенный спрос на те или иные модные тенденции, если производственно-логистический цикл в отрасли занимает шесть месяцев и более? И стартапы начали искать свои ответы.

Проект Purple Dot в начале декабря получил $4 млн ранних инвестиций от Unusual Ventures, Connect Ventures и Moxxie Ventures. В основе его инновации лежит цифровая платформа предзаказов и листов ожидания, которые позволяют брендам запускать производство моделей одежды только после сбора заказов в нужном количестве.

В целом принцип работы Purple Dot укладывается в концепцию on demand, однако имеет один серьезный недостаток. Покупка модного предмета одежды зачастую носит спонтанный характер, и не каждый потребитель будет месяцами ждать понравившуюся на картинке вещь. Поэтому внимание инвесторов сейчас больше привлекают стартапы, предлагающие не ждать, пока контейнер приплывет из Китая, а изготовить нужный предмет гардероба в единственном числе прямо на месте и под конкретный заказ.

Первопроходцем на этом новом и быстро растущем рынке является Amazon со своим проектом Merch Collab. Используя собственную производственную базу, гигант интернет-торговли берется за считанные часы изготовить выбранный базовый предмет одежды и нанести на него любой из сотен тысяч дизайнерских принтов из своей цифровой библиотеки. Предложения Merch Collab представлены на витрине Amazon как обычные товары, так что покупатель и не догадывается, что сделанный им заказ еще только предстоит изготовить.

Другой игрок рынка print-on-demand, компания Printful, в мае получила $130 млн инвестиций и стала первым стартапом с латвийскими корнями, достигшим капитализации $1 млрд. Платформа предоставляет все необходимое для того, чтобы бренды и дизайнеры строили на ней свой бизнес.

Успех Printful можно было бы счесть редкой удачей, если бы в сентябре инвестиции в размере $45 млн от фонда Index Ventures не получил похожий проект Printify. Одним из инвесторов стала компания H&M — мировой fashion-гигант, владелец крупнейшей в Европе сети розничных магазинов одежды.

Факторы инвестиционной привлекательности

Пять лет — удобный горизонт планирования для инвестора. Аналитики прогнозируют рост рынка платформ print-on-demand на 32,4% в год. За это время можно успеть и выбрать проект, и войти в него, и совершить успешный экзит путем продажи стратегическому инвестору или выхода на IPO.

Примеры удачного IPO есть, и их становится все больше. Самым известным в этом контексте можно назвать стартап Redbubble. В 2016 году он совершил успешное IPO на сумму $40 млн. В 2019 году компания вышла на положительную операционную прибыльность. В определенный период курс акций компании поднимался на 288% от цены размещения.

В основе бизнес-модели компании лежит маркетплейс уникальных товаров, изготавливаемых по модели print-on-demand, а также большое сообщество дизайнеров.

Еще одним важным для инвестиционного анализа фактором является то, что сервисы print-on-demand представляют собой самостоятельную технологическую платформу. Она может прекрасно работать без собственной производственной базы, владение которой в некоторых случаях несет дополнительные капитальные затраты и может ограничивает темпы роста.

Собирая заказы от B2C- и B2B-направлений своей деятельности, такая компания может размещать их на партнерском производстве, расположенном так, чтобы плечо доставки оставалось минимальным. И если традиционному ритейлу никуда не деться от больших инвестиций в товарные запасы, то компании print-on-demand в принципе лишены этого недостатка, что позволяет им демонстрировать недостижимый для классического ритейла коэффициент оборачиваемости оборотного капитала.

Инфлюенсеры и быстрая мода

Если рассматривать только B2C-направление print-on-demand, то его перспективы опираются на склонность молодого поколения потребителей выделиться при помощи уникальной одежды, а также тот факт, что удовлетворение потребностей, вызванных короткими волнами хайпа, как нельзя лучше ложится на принцип работы платформ печати по требованию.

Кроме того, в мире быстро растет влияние инфлюенсер-маркетинга — лидеры мнений постоянно формируют у своих армий поклонников быстрый спрос на те или иные вещи, идеи, дизайны. Этот тренд прекрасно почувствовал и оседлал стартап Spring (бывший Teespring). Эта платформа print-on-demand сделала ставку на коллаборации с инфлюенсерами и добилась того, чтобы ее витрина с товарами была интегрирована прямо на странички звезд в соцсетях YouTube, Twitch, Instagram, TikTok и т.д. Компания успешно закрыла несколько раундов инвестиций и привлекла в общей сложности $62 млн.

Новые модели бизнеса

Едва ли не более важным направлением бизнеса платформ print-on-demand является B2B. Представляя собой готовый технологический бэкграунд для развертывания розничных продаж, эти платформы предлагают своим партнерам возможность создавать собственные витрины с уникальным ассортиментом, использовать интеграции с крупными маркетплейсами и заниматься только тестированием ассортимента и привлечением аудитории.

Таким предпринимателям не нужно думать о производстве, логистике, аренде площадей и складских остатках. Отсутствие необходимости в капитальных затратах позволяет начать бизнес с минимальными вложениями, низкими рисками и в кратчайший срок — буквально за несколько дней.

Эти новые бизнес-ниши уже сами по себе превратились в огромную индустрию с оборотами в сотни миллионов долларов, что подтверждается успехом уже упомянутого Printful, у которого вообще нет розничного бизнеса, а все процессы настроены на интеграцию с e-commerce-платформами Shopify, Squarespace, WooCommerce, Weebly, Ecwid, Magento, PrestaShop и т.д. 40 миллионов проданных изделий на сумму более $1 млрд — таков результат работы проекта за несколько лет существования.

Print-on-demand в России

Расстояние от производственного центра до конечного потребителя — самое неоднозначное место в бизнес-модели print-on-demand. Покупатель должен получать свою покупку быстро — будто в обычном интернет-магазине. Это усложняет географическое масштабирование проектов. Но это же и снижает риски со стороны конкурирующих мировых гигантов для проектов print-on-demand, создаваемых в России.

Несмотря на все перспективы и мировые тенденции, инвестиционного бума в секторе платформ «fashion по запросу» в нашей стране пока не наблюдается. Вызвано это тем, что фонды, скорее всего, воспринимают подобные компании как производственные, что далеко не всегда справедливо.

В России на данный момент развивается несколько платформ print-on-demand, среди которых можно отметить Print Bar, «Всемайки», Printio и ряд других. Так, например, хорошие темпы роста платформа Print Bar демонстрирует благодаря широте своих технологических и бизнес-возможностей. Комбинируя B2C- и B2B-подходы, используя партнерское производство, развивая интеграции с маркетплейсами, этот проект приносит на наш рынок большую часть доказавших свою успешность мировых практик. Постепенно за ним тянутся и другие.

При этом надо признать, что сектор платформ print-on-demand в России сильно недоинвестирован. Ни один из упомянутых выше игроков еще не закрывал полноценный раунд PE-инвестиций (Private Equity), хотя время для этого пришло, а комбинация рыночных факторов выглядит весьма удачной.

Кажется очевидным, что товары и услуги on demand продолжат отвоевывать позиции у традиционного бизнеса благодаря возможностям персонализации и созданию принципиально нового клиентского опыта, который в первую очередь оценят молодые потребители. Так что инвесторам в поиске новых быстрорастущих рынков определенно стоит обратить внимание на этот сектор и появляющиеся в нем новые бизнес-модели.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья