ENG

Перейти в Дзен
В мире

Открыть языковую школу в Чехии: личный опыт

Восемнадцать лет назад Людмила Никифорова сделала осознанный выбор — переехать в Прагу. За границей она открыла языковую школу AMELIA. Предпринимательница рассказала «Инвест-Форсайту» о том, как развивается ее бизнес в условиях жесткой конкуренции на образовательном рынке, об особенностях налогообложения и о том, реально ли со временем стать своим среди чехов.

Переезд и поиски работы

По образованию я литературный критик — в 1993-м году окончила Самарский государственный университет. В студенческие годы успела поработать в школе преподавателем риторики, русского языка и литературы, а ко времени написания диплома устроилась в коммерческую структуру, где полтора года занимала должность, как сегодня это называется, HR-директора. Потом были замужество, рождение ребенка, подработки в бизнес-школах и несколько лет секретарствования в одном очень серьезном областном учреждении…

Переехать в другую страну мы с мужем решили из чистого любопытства. Наши дела в Самаре шли хорошо. Мой супруг — ювелир и в то время был довольно известным в городе мастером с солидной клиентурой. Многие наши ровесники уже поездили по миру, а кое-кто окончательно перебрался за границу. Наши раздумья прервали начавшиеся в конце 90-х ужесточения иммиграционных законов в Европе. Так мы решили, что надо попробовать запрыгнуть в последний, как нам тогда казалось, вагон.

Штаты и Канада были слишком далеко. Нам также не нравилась эмиграция на условиях многолетнего запрета выезда из страны. Мы хотели быть свободными, насколько это возможно при смене страны проживания. В те времена Чехия предлагала самый благоприятный режим и условия открытия и ведения собственного бизнеса. В 1999 году мы закончили все документальное оформление переезда, а весной 2000-го уже жили в Праге.

Регистрация малого предприятия в Чехии была основанием для предоставления вида на жительство. Поскольку мы не знали языка, начали искать пути оформления документов через посредников. Такие услуги предоставлялись в Москве и Санкт-Петербурге, но их комиссия была высоковата. Мы нашли посредников в Калининграде. Они в свою очередь отыскали несколько желающих из нашего города, поэтому первую компанию оформили фактически на пятерых совладельцев. За двоих участников мы заплатили $2000 — это была вполне приемлемая сумма.

Процесс оформления фирмы ROSWEST s.r.o. был не просто быстрым, а стремительным. Но у всех медалей есть обратная сторона. Первая компания оказалась пробным и не очень удачным вариантом — никто, кроме нас, не имел четких представлений о том, что собирается делать в Чехии. Поэтому несколько человек отказались от переезда сразу, а с оставшимся соучредителем, тоже переехавшим в Прагу, отношения складывались непросто. Через некоторое время мы открыли уже свою собственную, семейную фирму в форме ООО, где могли сами и без лишних проволочек получать все необходимые лицензии, открывать счета в банке и подписывать договора.

Я долго сотрудничала с различными языковыми школами и преподавала русский язык как иностранный. Два года проработала в Российском центре науки и культуры при посольстве РФ в ЧР. Попутно завязывала нужные знакомства и собирала информацию. Супруг нарабатывал клиентуру как ювелир и реставратор. Переломным стал 2004 год, когда я заключила контракт с организацией «Хоум Кредит». Работала преподавателем русского языка для сотрудников компании, письменным и устным переводчиком. Работы было очень много. Хотя правдивее было бы сказать, что не у меня было много работы, а у работы было мало меня.

Я начала набирать преподавателей русского языка и переводчиков-синхронистов. Школа еще не имела собственного имени, я заключала договоры от имени исполнительного директора общей с мужем фирмы. Он тоже снял себе мастерскую и работал как ювелир и реставратор. Обороты бизнеса нарастали, основной доход приносила школа — в 2009 году мы заработали свой первый миллион крон. В соответствии с чешским законодательством фирма с оборотом свыше 1 млн крон в год автоматически становится плательщиком НДС.

Для образовательного учреждения это скорее лишние хлопоты, нежели показатель успеха — школа вынуждена повышать цены для сохранения себестоимости рабочего времени преподавателей, с одной стороны, и мне как руководителю пришлось взять на себя не совсем простые вопросы по налоговой отчетности, с другой. Но в Америке случился кризис, на который отреагировали европейские финансисты. В 2010 году не только в «Хоум Кредите», а во всей корпорации PPF, с которой у меня было заключено на тот момент 4 контракта, закрылись курсы иностранных языков для сотрудников. В декабре 2010 года я получила письма, уведомляющие о расторжении всех действующих контрактов.

Второе дыхание

Языковая школа обрела свое имя в 2009-м году. AMELIA — под этим ником меня знало много людей, с которыми я познакомилась в 2006-м году на самом тогда популярном и довольно авторитетном форуме GID.cz. Поэтому придумывать что-то запоминающееся не было нужды. Амелия, всем известная как «зав. учебной частью, нескучная и несерьёзная», открыла школу имени себя. Офис школы располагался тогда в Виноградах в Праге. Основными направлениями были репетиторство по чешскому, английскому и немецкому языкам, подготовка к экзаменам на сертификационные уровни, курсы чешского языка от начального до продвинутого. Я сотрудничала с психологами, сдавала помещения для различных конференций и семинаров, сама организовывала корпоративные мероприятия.

Разрыв контрактов серьезно подкосил бизнес. Конкуренция в виде открывающихся на каждом углу «языковых школ» увеличивалась не по дням, а по часам. Без регулярного притока финансирования удержаться на плаву было невозможно. Работать в убыток — нецелесообразно. Я продержалась до окончания 2012/13 учебного года и закрыла школу. На несколько месяцев вернулась в режим частного преподавателя: уроки по скайпу, несколько частных студентов, 2-3 студента в разных фирмах и организациях. Надо было выживать.

Мысли о возрождении школы одержали победу над страхами к началу 2014 года. Я сняла офис в центре Праги, перевезла туда все, что осталось от старой школы, кое-что прикупила и вернулась на рынок образовательных услуг. (Сложно назвать стартовый капитал на повторное открытие школы. Сначала она возникла как имя и лишь потом как реальное помещение с дверями и окнами. Ориентировочно переход из виртуального состояния в материальное обошелся мне в €2,500). Несмотря на то, что AMELIA зарегистрирована в форме ООО, в штате работала я одна. Мне удалось быстро набрать серьезный объем учебной нагрузки и восстановить поток студентов. Опыт и репутация хорошего преподавателя и качественных, а главное, эффективных языковых курсов сыграли решающую роль. Сейчас в школе по-прежнему один учебный класс, но уроки идут с утра и до вечера. Это индивидуальные занятия и курсы для небольших групп.

У нас есть несколько фирменных клиентов, они изучают русский и английский языки. В течение последних двух лет я набираю годовые интенсивные курсы по подготовке к поступлению в чешские вузы. Иностранные студенты приезжают в нашу школу из России, Узбекистана, Белоруссии, Украины по учебной визе, которую получают на основании наших документов. В школе работает два преподавателя и несколько переводчиков на договорной основе. Несколько лет назад меня приняли в Ассоциацию преподавателей чешского языка, я начала готовить к изданию собственные методические материалы.

Образовательный бизнес никогда не относился к высокоприбыльной деятельности, и человеку, начавшему этот путь, стоит подготовиться минимум к двум-трем годам работы с большими затратами. Сначала придется заработать репутацию, а потом рассчитывать на прибыль. Сегодня годовой оборот школы составляет в среднем 1 млн чешских крон (около €39 000), и я стараюсь не выходить за эти рамки, чтобы сохранить упрощенное налогообложение. Если компания не является плательщиком НДС (ставка НДС 22%), достаточно отчитываться по прибылям и налогам раз в год. Налог на прибыль юридических лиц в Чехии составляет 19%.

С точки зрения налогообложения и обязательных отчислений самым проблематичным вопросом остается прием новых работников. Работодатель обязан оплачивать взносы за медицинское и социальное страхование сотрудников из собственных средств, ставки отчислений зависят, естественно, от величины зарплаты и составляют в общей сумме почти ее половину. Если вы берете учителя на з/п 25 000 крон/месяц (€1000), то будете платить за него отчисления в сумме около 12 000 крон. Выгоднее заключать с учителями договоры на выполнение работ или соглашения с частными предпринимателями. В последнем случае все вопросы отчетности остаются на совести предпринимателя.

Растущая конкуренция 

Специфика рынка образовательных услуг в Чехии связана, прежде всего, с двумя основными тенденциями — увеличением числа частных учебных заведений и стремительным ростом спроса на курсы иностранных языков. Сейчас на рынке Праги появилось много крупных игроков. Это школы с непрерывным потоком студентов, чаще всего — сети с большим количеством филиалов. Их цены самые низкие, но каждый интересующийся должен подстраиваться под существующие в такой школе законы — от расписания занятий до темпов и интенсивности преподавания.

Есть игроки помельче: наши соотечественники, вкладывающие приличный начальный капитал в открытие частной школы и пытающиеся перебить клиентов у крупных игроков. Но, ориентируясь в основном на русскоговорящую клиентуру и не имея собственной концепции преподавания, они быстро разоряются. Еще одна группа — не совсем конкуренты, а скорее потенциальные и реальные коллеги. Это преподаватели, ушедшие из системы государственного образования и получившие лицензию как частные предприниматели. Они сотрудничают на договорной основе как с фирмами и организациями, так и с различными языковыми школами.

Языковая школа AMELIA (AMELIA Group s.r.o.) — некрупный, но упорно отстаивающий свое право на место под солнцем игрок. Что нам позволяет удержаться на плаву? Принципиально иной подход к процессу обучения, основанный на эффективности процесса. Школа предоставляет услугу клиенту, который, естественно, ожидает, что к концу оговоренного срока должен получить то, за что заплатил. Этот принцип, как ни странно, не работает практически ни в одной частной языковой школе. Зачастую оценка эффективности односторонняя: курс проведен, клиент посетил занятия, написал тест, преподаватель подсчитал процент, студент получил справку о том, что прослушал курс. На этом языковая школа считает свою задачу выполненной. Если студент недоволен уровнем полученных знаний, ему рекомендуют записаться на дополнительный курс.

Моя школа работает на результат. Один из наших курсов называется «Скорая лингвистическая помощь». Программа направлена на достижение конкретной цели — сдача экзамена, подготовка к собеседованию при приеме на работу, коррекция произношения и т.д. Курс может проводиться индивидуально или в группе, в зависимости от конкретных пожеланий конкретных людей. Не стесняюсь каждый раз подчеркивать, что у моих студентов «стопроцентная сдаваемость». Я планирую расширяться именно в этом направлении. Но для этого нужны новые инвестиции. Поэтому медленно, но верно готовлюсь к изданию собственных методических пособий, продажа которых станет одним из источников финансирования.

С собакой на «Вы»

Наверное, я удивлю кого-то своей точкой зрения, но после 18 лет жизни в этой стране я пришла к выводу, что чехи не сильно отличаются от русских в бытовом плане. Они любят вкусно поесть, приглашают гостей и ходят в гости, много времени посвящают детям, мало интересуются политикой, часто ругают законы и власть имущих, любят старые фильмы, но также активно смотрят сериалы и здешний вариант «Голоса» или «Последнего героя».

Нации похожи, но не во всем. Не имеют значения прожитые в Чехии годы и официальный статус пребывания: если вы иностранец, значит — чужой. Даже после получения чешского паспорта могут говорить: «Она русская, правда, получила гражданство». Единственное, что может сделать экспата почти «своим» — владение чешским языком в совершенстве и отсутствие акцента.

Медлительность чехов — тоже притча во языцех. Никто никуда не торопится, все рабочие дела должны быть закончены к обеду пятницы, потом начинается священный «уикенд». Никто не ответит вам ни на мейл, ни на смс, звонить по рабочим вопросам в выходные дни вообще неприлично. Один из важных способов передачи информации и вид делового общения — отправка и получение смс. Сообщения отправляют банки, лечащие врачи, преподаватели, полиция по делам иностранцев и пр. Информация может быть крайне важной, смс нельзя игнорировать.

Пиво, по мнению чехов, — не алкоголь, а лекарство. Одну из марок пива врачи рекомендуют принимать при отсутствии аппетита и резком снижении веса. В общественном транспорте никто не готовится к выходу заранее. В последнюю минуту срываются с места и летят к дверям. Водители автобусов и трамваев не откроют двери на остановке, если никто из пассажиров не нажал специальную кнопку. И напоследок — если вы встретили на улице чешских друзей, выгуливающих собаку, обязательно поздоровайтесь не только с друзьями, но и с собакой.

Беседовала Ольга Гриневич

Фото предоставлены AMELIA

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья