ENG
Инвестиции

На рынке ICO начинается «отрезвление»

Произошедшая 15 августа в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) конференция «Проблемы и ограничения в блокчейне» должна была зафиксировать очень важную «точку невозврата», которую сегодня проходит криптосообщество. Коротко происходящее можно было бы сформулировать так: на рынке ICO кончились легкие времена. До сих пор он развивался ошеломительными темпами, причиной чего был энтузиазм участников, их высокий аппетит к рискам и полное отсутствие регулирования.

© Андрей Кузьмин / Фотобанк Лори

Все эти обстоятельства сегодня уходят в прошлое.

Как выразился project manager платформы Waves Константин Красников, раньше инвестированием в токены занимались в основном гики, рынок был не очень масштабным, развивался благодаря «опьянению» собственной новизной. Теперь масштабы рынка выросли, на него пришли обычные инвесторы с их недоверчивостью и требовательностью к проектам. При этом репутация рынка довольно сильно испорчена. Во-первых, на нем оказалась слишком много «скама», то есть мошеннических проектов. Их количество перешло в качество: теперь любой инвестор понимает, что есть вероятность нарваться на скам, и рассматривает предлагающиеся проекты ICO с этой точки зрения. Во-вторых, среди проектов слишком много некачественных — и их доля растет.

На раннем этапе казалось, что ICO — самый простой способ привлечения инвестиций, требующий куда меньше затрат и усилий, чем переговоры с венчурными инвесторами или, тем более, продажа акций. Теперь по уровню затрат разные каналы поиска финансирования становятся вполне сравнимыми. Константин Красиков объяснил: теперь инициатор ICO должен прорабатывать все те же вопросы, что и всякий стартапер, готовящийся к «питчу» с инвесторами. Большая часть конференции была посвящена как раз типичным ошибкам инициаторов ICO, которые и приводят к их неудачам и снижению цены. К обычным ошибкам стартаперов — когда, например, хорошая идея не подкреплена командой — инициатор «токенного» краудфандинга должен, готовясь к диалогу с потенциальными инвесторами, прорабатывать некоторые дополнительные специфические вопросы. Например, модель токена, «юридическую обвязку» своих взаимоотношений с инвесторами, а также каналы использования инвестиций в фиатных валютах. Получается, при проведении ICO приходится держать в голове даже больше вопросов, чем при переговорах с инвестфондами.

У ICO есть важное достоинство — после его проведения образуется не просто пул инвесторов, но и заинтересованное «комьюнити». Однако это одновременно новая забота: этап post-ICO предполагает, что руководители проекта будут управлять комьюнити и общаться с ним. Кроме того, комьюнити нужно еще и потому, что в свете последних новаций в регулировании, когда держатель токена не может быть получателем пассивного дохода, необходимо вовлекать комьюнити в работу на своем проекте. Константин Красиков обратил внимание, что платформы для проведения ICO — это не панацея и не основной залог успеха ICO, залог успеха — это бизнес-моделирование, маркетинг, создание комьюнити и юридическая обвязка.

Платформа Waves предоставляет легкий и безопасный вариант проведения ICO «из коробки» через выпуск токена и последующее предложение его на децентрализованной бирже DEX. Но обеспечить спрос на этот токен со стороны покупателей — это уже задача стороны, проводящей ICO.

Сергей Негодяев, директор по управлению портфелем проектов ФРИИ, обратил внимание на факт, что многие выходящие на ICO проекты обещают внедрение технологии блокчейна в различные стороны жизни и бизнеса. Однако хитрость заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев блокчейн не является решением проблемы: либо данные сферы (например, биржевая торговля) прекрасно существуют и без блокчейна, либо (как в случае с торговлей недвижимостью) блокчейн ничего не добавляет к существующим механизмам. Требование, чтобы блокчейн действительно решал какую-то реальную проблему, оказывается очень жестким фильтром, отсеивающим большую часть предлагаемых к ICO проектов.

Возрастание рыночных требований к ICO приводит к понятному последствию: растет и стоимость подготовки проекта.

На это обратил внимание основатель компании ICOLab Алексей Воронин. Для проектов определенного масштаба стоимость ICO и «обычного» IPO практически уравнивается. Проект ICOLab был создан, чтобы помогать компаниям выходить на ICO, он должен был стать своеобразным «инвестиционным банком» в криптосфере. Однако теперь, с учетом новых обстоятельств, компания собирается также оказывать помощь с выходом на IPO, тем более что на повестке дня явно стоит диджитализация этого процесса.

Наконец, руководитель Рабочей группы по оценке рисков оборота криптовалюты Госдумы РФ Элина Сидоренко (интервью с ней читайте здесь — ред.) обратила внимание, что, в сущности, в мире криптовалют и ICO уже заканчивается период нерегулируемости. Вслед за заявлением SEC, приравнявшим ICO к IPO, появилось еще более жесткое заявление центрального банка Сингапура (MAS), выразившего намерения регулировать ICO согласно закону о ценных бумагах. К тому же организаторов ICO могут преследовать по всему миру на основании международного законодательства о борьбе с отмыванием преступных доходов. Элина Сидоренко высказала прогноз, что «бум» ICO продлится примерно до осени, после чего наступит охлаждение, которое в частности будет связано с тем, что многие проекты окажутся мошенническими и появятся «обманутые владельцы токенов», которые, как обманутые дольщики, станут даже выходить на митинги.

Подобное означает, что ICO становится все более обычной процедурой рыночной экономики — а значит, процедурой дорогостоящей и требующей квалификации.

Автор: Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья