ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Нет контакта: как пандемия меняет сервис доставки

Во время пандемии коронавируса покупатели хотят прикасаться только к своим смартфонам. Сегодня опасность таится повсюду — от кнопок лифта до тележек в супермаркете. В новых условиях продавцы и стартапы представили свои версии No Touch Retail. 

Боксы для посылок 

Обычно посылки, как по закону подлости, доставляют тогда, когда никого нет дома. Необходимость идти на почту или, что еще хуже, синхронизироваться с курьером в технологическую эру выглядит нелепо. Экс-руководитель Roland Berger и Rexel Адриен Оксман (Adrien Oksman) и бывший бизнес-банкир, работавший в Lazard и Rothschild & Co, Оливье де Родельц (Olivier de Rodellec) придумали, как оптимизировать «последнюю милю» во Франции.

«80% французов хотят получать свои посылки у себя дома, и отсутствие этой возможности вызывает у них большое разочарование», — рассказывает Оливье де Родельц.

В 2017 году предприниматели придумали специальные хранилища для посылок ­— Boks. Коронавирус и требование бесконтактной доставки ускорили рост проекта. Недавно стартап получил финансирование в размере  €1,2 млн и теперь планирует установить свыше тысячи ящиков по всей стране. Главная идея компании созвучна духу времени — «получать посылки так же просто, как письма».

«Боксы» действительно удобны в использовании. В «умный» ящик высотой 1 м можно положить до пяти посылок одновременно.

«Это упаковки весом менее 30 кг», — добавляет Оливье де Родельц.

Все хранилища работают на аккумуляторах, срок службы которых составляет 2 года. Чтобы воспользоваться шкафчиком, достаточно сгенерировать в приложении Boks одноразовый код и сообщить его курьерской службе. Когда товар доставят, нужно показать этот же код «умному» ящику через Bluetooth и забрать пакет, а в приложении указать, сколько коробок осталось внутри.

«Boks являются коллективными хранилищами. Для обеспечения безопасности товаров и предотвращения любых злонамеренных действий все данные для открытия и закрытия ящика сохраняются в облаке», — подчеркивает сооснователь проекта.

Цена вопроса в кондоминиумах и многоквартирных домах составляет от €1,9 до €4 в месяц с человека.

«Мы продали 75 шкафчиков дюжине промоутеров и таким операторам недвижимости, как CDC Habitat, Eiffage и Constructa», — говорит Оливье де Родельц.

Беспилотник на доставке

Джеймс Пэнг (James Peng) и Тяньченг Лу (Tiancheng Lou) давно известны за пределами Китая. В 2016 году они запустили стартап Pony.ai, а вскоре пришли со своими роботакси в Кремниевую Долину. До основания проекта предприниматели строили успешную карьеру в Google и Baidu. Пэнг проработал на руководящих должностях в обеих компаниях почти 11 лет. Гений-программист Лу, двукратный чемпион Google Code Jam, участвовал в разработке беспилотного автомобиля GoogleX, а после перешел в Baidu.

С момента основания в Pony.ai вложились Toyota, Sequoia Capital China и Beijing Kunlun Tech Co — $726 млн. Этот стартап, один из немногих, получил в Пекине лицензию на испытания своих беспилотников. В 2018 году ему выдали аналогичное разрешение власти Калифорнии. В США Pony.ai тестировал свои роботакси в рамках программы PonyPilot. Проект, по словам Джеймса Пэнга, догнал мировых гигантов.

«Если вы посмотрите вокруг, то обнаружите, что в сфере искусственного интеллекта Китай является единственным конкурентом США», — заявил он.

Во время пандемии стартап сменил ориентиры — вместо людей китайские роботакси развозят продукты и товары первой необходимости, заказанные на площадке электронной коммерции Yamibuy. Pony.ai предлагает два варианта бесконтактной доставки: самому забрать пакеты из багажника автомобиля либо попросить оператора, сидящего в машине, донести продукты до двери. Парк стартапа в Калифорнии насчитывает 10 беспилотников. В день роботакси развозят по 100 заказов. В таком режиме компания намерена проработать до середины лета.

Забери сам 

Основанная в 2015 году американо-израильская компания Cheetah предлагала оптовую службу доставки продуктов для среднего и малого бизнеса в районе залива Сан-Франциско. Но COVID-19 чуть не обанкротил ее — заказы сократились на 80%. Cheetah пришлось быстро адаптироваться к новым условиям. Сейчас стартап предлагает услугу для частных лиц — Cheetah For Me. Пользователи могут заказать продукты и товары первой необходимости по оптовым ценам в мобильном приложении Cheetah и забрать заказ из 10 пунктов самовывоза. Все пакеты хранятся прямо в грузовиках-рефрижераторах.

Получить заказы можно бесконтактным способом — водитель все подготовит заранее, останется только забрать пакеты. Изменение концепции сыграло на руку американскому стартапу — в апреле он закрыл раунд на сумму в $36 млн (!). С момента основания в 2015 году Cheetah собрал свыше $67 млн. Сейчас компания вынашивает планы по расширению — вплоть до Далласа/Форт-Уэрта. Помимо продуктов и средств первой необходимости, компания готовится предложить пользователям бургеры с «мясом» из растений от Impossible Foods.

Больше роботов-курьеров

Сегодня отряд роботов-курьеров на улицах Темпе (Аризона) — это не фантастика, а реальность. В прошлом году стартап Starship Technologies, запущенный бывшими основателями Skype Ахти Хейнлом (Ahti Heinla) и Янусом Фриисом (Janus Friis), планировал расширить географию до 100 университетов к концу лета 2021 г. Но пандемия коронавируса спровоцировала резкий рост спроса.

«В последние недели спрос на бесконтактную доставку увеличился в геометрической прогрессии», — заявил глава развития бизнеса Starship Technologies Райан Туохи (Ryan Tuohy).

В условиях пандемии роботы-курьеры, доставляющие пакеты весом до 20 фунтов (около 9 кг), работают без передышки. Время доставки составляет 15–30 мин, а цена — всего $1,99 за заказ. Траекторию движения каждого робота легко отследить по интерактивной карте. Если раньше, в 2016 году, за каждым курьером Starship следовал оператор, сейчас целые отряды роботов сами пересекают улицы и перелазят через бордюры — под дистанционным наблюдением.

Последние шесть лет стартап Starship Technologies, получивший $82,2 млн инвестиций, упорно двигался к своей цели — революционизировать сферу логистики. У него получается: в апреле прошлого года компания отпраздновала свою 50-тысячную коммерческую поставку в Милтон-Кинсе (Великобритания). В США проект работает с крупными университетами — в Аризоне, Питтсбурге, Техасе, Миссисипе и др. С началом пандемии коронавируса Starship Technologies добавила службу доставки продуктов в Вашингтон, Темпе и расширила свою деятельность до Ирвина (Калифорния). В ближайшие недели компания добавит новые города на карте доставки.

Nuro помогает медикам  

Прямой конкурент Starship Technologies — стартап Nuro решил доставлять продукты и товары первой необходимости не только частным пользователям, а в первую очередь работникам здравоохранения, которые сейчас находятся на передовой в борьбе с вирусом.

«Это на самом деле очень выгодно для обеих сторон, поскольку резко уменьшает вероятность заражения», — считает сооснователь проекта Дейв Фергюсон (Dave Ferguson).

Вместе со своим будущим бизнес-партнером Цзяцзюнь Чжу (Jiajun Zhu) он работал над беспилотными автомобилями в Google. В 2016 году они оставили наемную работу. За последние четыре года Nuro удалось привлечь инвестиции в размере $1 млн.

Детище бывших инженеров Google — это беспилотный электромобиль R2. В нем нет мест для водителя и пассажиров. Он ездит со скоростью до 25 миль/ч без боковых зеркал, лобового стекла и камеры заднего вида. Этот беспилотник предназначен для перевозки продуктов. Робот-курьер может работать в сложных погодных условиях, у него есть датчики температуры, которые помогают сохранить еду свежей, а полезная нагрузка составляет 190 кг. До пандемии компании Nuro тестировала своих «курьеров» на дорогах общего пользования в Калифорнии.

Сейчас прототипы R2 доставляют еду, средства индивидуальной защиты (СИЗ), чистое постельное белье медикам в выставочном комплексе в Сан-Матео и на арену Sleep Train (на базе этих объектов развернули полевые госпитали). И если раньше беспилотники Nuro просили получателя ввести код на сенсорном экране, чтобы открыть двери, сейчас доставка стала полностью бесконтактной — медикам нужно поднять большой палец вверх перед камерой R2, и дистанционный оператор Nuro откроет двери машины.

Дроны прилетели 

Когда врачам в Народной больнице в округе Синьчан нужно было отправить образец для тестирования на коронавирус, они шли на посадочную площадку Antwork. Пара кликов на смартфоне, и шестилопастный дрон с важным грузом «на борту» отправлялся в местный центр тестирования. Основанный в Ханчжоу стартап Antwork внедрил свою систему логистики беспилотников в округе Синьчан на несколько месяцев раньше запланированного срока.

«Мы собирались запустить систему логистики беспилотников для коммерческого медицинского использования позже, но эпидемическая вспышка подтолкнула нас к тому, чтобы использовать ее в реальной жизни сейчас», — заявил соучредитель проекта Чжао Лянг (Zhao Liang).

Antwork появился на свет в 2015 году. Его основатели Чжао Лянг и Чжан Лэй (Zhang Lei) вместе учились в Пекинском университете аэронавтики и космонавтики. Изначально Antwork нацеливался на рынок общепита. В прошлом году, например, компания завершила экспериментальную поставку дронов-курьеров для сети быстрого питания KFC в Ханчжоу.

Но зимой, когда закрыли Ухань, после непродолжительных переговоров с местным правительством округа Синьчан Antwork стала доставлять лекарства и образцы для тестирования в местные больницы.

«Нам потребовалось около недели, чтобы получить лицензию на проведение беспилотных перевозок в Синьчане от Администрации гражданской авиации Китая (CAAC)», — говорит Чжао Лянг.

Обычно на это уходит до полугода и больше. За месяц дроны Antwork совершили свыше 300 рейсов. Первые полеты, как заявляют в компании, показали, что крылатые машины в два раза оперативнее наземного транспорта. На время пандемии дроны Antwork развозили лекарства бесплатно. С наступлением обычной жизни китайский стартап планирует брать за бесконтактную доставку по 2 юаня за километр. Сейчас стоимость самой компании выросла до 300 млн юаней (около $42,3 млн).

Автор: Ольга Гриневич

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья