ENG
В мире, Стартапы

Роботы Starship хотят заменить курьеров

Когда инженеры эстонского стартапа Starship Technologies решают пообедать в офисе, за едой отправляется Starship. Его уже хорошо знают в ближайшей пиццерии. Получив заказ, робот возвращается назад. По дороге на него никто не обращает внимания — за три года тестирования в крошечном Таллине Starship стал таким же привычным явлением, как курьер Omniva. Сегодня робот автоматизирован на 90% — сориентироваться на пешеходном переходе или при встрече с детской коляской ему помогает удаленный оператор колл-центра. Полная автоматизация — вопрос времени и денег. Даже, скорее, времени — денег стартапу вполне хватает.  

С другой планеты

Ахти Хейнла и Януса Фрииса давно знают в мировом бизнес-сообществе. В Эстонии сооснователи Skype все равно что Стив Джобс и Стив Возняк, почти народные герои. Поэтому новость об их свежем проекте быстро разлетелась по миру. Первыми в Starship Technologies вложились Shasta Ventures, Matrix Partners, Grishin Robotics, Playfair Capital, HOF Capital, ZX Ventures… В конце 2016 года очередной раунд инвестиций возглавил транснациональный автомобильный концерн Daimler — компания получила $17,2 млн.

Прообразом Starship стал «поисковый робот для взятия проб почвы», которого Хейнл разработал в 2013 году, участвуя в конкурсе NASA. Мысль использовать подобное устройство в индустрии доставки пришла сама собой. Такой робот, по словам Хейнла и его партнера по Skype Януса Фрииса, взорвет эту сферу услуг.

«Мы живем в мире, в котором люди хотят быстро получать товар и, более того, знать, в какое время он прибудет, — рассказывает Ахти Хейнл. — Старая модель «Я знаю, что доставка будет в среду, но не знаю, во сколько. Должен ли я сидеть дома целый день, чтобы получить ее?», по сути, мертва».

Starship, по его заверениям, приезжает через 15-30 минут после заказа. С помощью приложения пользователь может отследить местонахождение своего «курьера» на колесах в режиме реального времени. Робот весом 18 кг передвигается на шести колесах с пешеходной скоростью — 6 км/ч. Он может перевозить товар до 10 кг в радиусе 6 миль. Ультразвуковые датчики помогают ему ориентироваться в пространстве. Если в их зону попадает человек или, например, дерево, Starship объезжает его, либо останавливается. Он даже различает сигналы светофора, но принять решение — проехать на зеленый или нет — ему пока помогает удаленный оператор колл-центра.

Безопасность — предмет особого внимания сооснователей Skype. Во время доставки за каждым роботом стоимостью 3000—5000 евро следуют специально нанятые люди. Их задача — обеспечить сохранность Starship.

«За всю историю компании до сих пор никто не пытался украсть робота, — рассказывает представитель компании Генри Харрис-Бурланд. — Конечно, в будущем, когда тысячи роботов появятся в тысячах городов, это будет сложнее предотвратить. Крадут же автомобили и велосипеды».

Украсть Starship будет нелегко — у него система безопасности, как в дорогой машине. Если поднять робота, сразу завоют сирены. Девять встроенных камер снимают панораму в режиме нон-стоп. В случае форс-мажора оператор может связаться со злоумышленником через двухстороннего аудио. Крышка робота затонирована — увидеть, что внутри, невозможно. Вскрыть — тем более: она заблокирована, и код есть только у клиента.

Дешевле некуда

В прошлом году первые 15 роботов появились на улицах Лондона, Берлина, Таллина и Арканзаса. Они развозили почту, пиццу, парфюмерию, даже цветы. С 2016 года в пилотных программах Starship участвовали разные игроки рынка — такие крупные сети, как, например, Postmates, DoorDash, Just Eat, Hermes Parcel Delivery, Swiss Post, Domino’s Pizza Enterprises, а также местный малый бизнес. Эстонские роботы сделали марш-бросок по всему миру — они прошли 16 000 миль в 59 городах.

Но пилотные программы не гарантируют полную замену курьеров на роботов, по крайней мере в ближайшее время. До конца 2016 года основатели стартапа намеревались построить 100 устройств. Сейчас они отказываются комментировать прошлые планы. Важно не количество, а качество: алгоритмы роботов постоянно обновляются — это главное, подчеркивают в проекте. В Starship Technologies пытаются решить проблемы, над которыми с переменным успехом бьются Amazon и Google, — ориентирование роботов в пространстве и преодоление препятствий.

«В ближайшей перспективе Starship будет пересекать дорогу при помощи человека только по соображениям безопасности, — докладывает о прогрессе Генри Харрис-Бурланд. — Поскольку сейчас процент автономного движения увеличивается, роботы скоро начнут самостоятельно переходить дороги. Когда автоматизация достигнет 99%, они будут обращаться за помощью к ассистентам в случае, когда пересечение дорог особенно затруднено».

Когда это произойдет, на 100 роботов будет приходиться один оператор.

«Это самый дешевый способ создания технологий самообслуживания», — считают в компании.

В будущем Starship Technologies планирует совершить революцию в индустрии доставки и снизить ее стоимость до £1/$1/€1. Бизнес сможет выбрать из двух предложенных моделей — доверить роботам просто поставки, вплоть до последней мили, или взять полный пакет услуг, в который входит аренда устройств, их техническое обслуживание, организация колл-центра и пр.

Но Starship Technologies стоит поторопиться — на рынок услуг доставки объемом порядка $240 млрд (доклад IBISWorld Global Courier & Delivery Services: Market Research Report — ред.) обратили внимание мировые гиганты. Подобные концепты разрабатывают порядка десяти компаний, включая Alibaba и JD.com. Другой, более реальный конкурент «Звездного корабля», — американский робот Carry. Основатели компании Dispatch Урия Баальке, Соня Джин и Став Браун разработали робота-доставщика, способного перевозить товар до 45 кг.

Этот проект стартовал на год позже Starship Technologies. Его инвестиции гораздо скромнее — в прошлом году стартапу удалось собрать $2 млн. Но ни временное отставание, ни деньги не помешали Dispatch запустить пилотные программы в Menlo College и CSU Monterey Bay. Carry путешествует по улицам Сан-Франциско в одиночку — в отличие от Starship, он слишком громоздкий, чтобы его смогли украсть у всех на виду.

Доставка с пресловутой «последней милей» за $1 ­- безусловный плюс роботизации, но даже при самых радужных перспективах она не сможет полностью заменить традиционный формат.

«Велосипедные курьеры, безусловно, оптимальны в очень плотных городских условиях, поскольку они могут преодолевать сетки и пробки, — соглашается Ахти Хейнл. — Хотя если брать пригороды, где трафик сравнительно невелик, то автоматизированные роботы лучше подходят для роли курьеров».

Доставка дронами, по его мнению, выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой. У беспилотников есть технические ограничения по весу посылки. Они обязаны проходить государственную регистрацию и не могут летать везде, где захотят их владельцы.

«Кроме того, людям не нравятся беспилотники, которые летают над их задними дворами со свисающими чужими посылками», — говорит сооснователь Starship Technologies.

При таком раскладе, считает он, у «наземных» роботов больше шансов на успех.

Автор: Ольга Гриневич

Фотографии предоставлены Starship Technologies

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья