Люди стали бережнее относиться к своему здоровью — резко возросла ценность доступной медицинской помощи. Поговорим о том, что это означает, и изменениях в корпоративном медстраховании для участников рынка.
Страховщиков станет меньше, а стоимость ДМС возрастет
Российский рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) переживает очередной этап кризиса, однако впервые кризис вызван глобальными проблемами в здравоохранении — распространением COVID-19. Спрос на медицинское страхование сохранился со стороны корпоративных клиентов, а также сформировался новый — от небольших компаний, которые решили впервые использовать этот вид компенсации. Сложность ситуации в том, что все категории клиентов сейчас живут в условиях острой экономии финансов, что, впрочем, не снижает уровень требовательности к наполнению программ ДМС.
Медицинские учреждения повышают цены на свои услуги, а значит, тарифы в ДМС в 2022 году будут расти дальше. Этот год для страховщиков пройдет под знаком очередного витка снижения маржинальности бизнеса.
Комбинированный коэффициент убыточности ДМС (показатель эффективности страховой деятельности) на рынке уже превышает 90%. По новым договорам страховщики могут вообще получить убытки — ставки на тендерах диктовал не андеррайтинг, а рынок.
Что делать страховым компаниям
Основная конкурентная борьба в 2022 году развернется в области сервиса. Причем не за счет предоставления дополнительных услуг или создания очередного мобильного приложения, которое в основном нужно самому страховщику для сбора данных, а вокруг реально необходимых опций. Из самого очевидного — потребуется увеличивать число персонала, кураторов страховых компаний в клиниках. В 2021 году в пиковые периоды роста заболеваемости страховые компании не успевали обрабатывать входящие обращения, согласовывать документы для клиник.
Драйвером рынка станут малые и средние предприятия, впервые выступившие в качестве покупателей ДМС. Премиальные клиники, дорогостоящие и узкие специалисты для этой категории клиентов не будут выглядеть дополнительным преимуществом. Им нужны вполне прагматичные и понятные услуги — все, что связано с поддержанием текущего здоровья сотрудников.
Получат развитие программы ДМС с франшизой, когда часть суммы оплачивается клиентом в регистратуре клиники при посещении врача. Такие программы не приветствуются сотрудниками, и до сих пор компании старались их избегать. Сейчас такие продукты появятся у большинства страховщиков.
Число переболевших COVID-19 россиян увеличивается, растет спрос на программы реабилитации после перенесенной инфекции. Страховые компании, которые смогут включить такую услугу в свои программы, получат серьезное конкурентное преимущество.
Как сэкономить на ДМС в 2022 году
Серьезную экономию по сравнению с классической страховой защитой обеспечивают коробочные продукты. Клиники начали предлагать свои программы компаниям с небольшими трудовыми коллективами. По сути, это тот же коробочный продукт, причем такие продукты, как правило, сделаны хорошо и даже более понятны для МСБ, чем страховая программа. Компаниям нужно помнить, что приобретая продукт у клиники, они получат ограниченный набор услуг.
Кризис заставляет бизнес искать баланс между экономией и лояльностью персонала при заключении договоров страхования. Оптимизировать расходы на ДМС можно только при наличии аналитики по ценам и наполнению программ, которую в силах обеспечить только брокеры. Страховые брокеры сейчас могут выступить ценным партнером для покупателей ДМС. Директора по персоналу, которые отвечают, как правило, за покупку ДМС, до сих пор часто видят в страховых брокеров конкурентов.
В большинстве случаев упрощать программы уже некуда. Отказаться совсем от ДМС большинство компаний тоже не может, в кризисной ситуации поддержка сотрудников становится критически важным условием сохранения эффективности бизнеса. Поэтому оптимальный путь — сохранить актуальные услуги, в том числе те, за которые люди будут готовы доплачивать сами.
Целесообразно хотя бы раз в год проводить аудит текущей программы ДМС путем опроса сотрудников. Многие компании годами ничего не меняют в своих программах, они устаревают вплоть до того, что указанные в них ЛПУ уже перестают работать в некоторых городах. Опросы сотрудников позволят выявить действительно востребованные услуги, актуализировать программу и выявить уровень удовлетворенности.