ENG
В мире

Открыть пекарню в Китае: личный опыт

Самые популярные страны для бизнес-эмиграции в 2017 году, согласно американскому Forbes, — Швеция, Новая Зеландия, Ирландия и Австралия. Китай болтается в конце списка. В бизнес-сообществе до сих пор сильны стереотипы об этой стране: бизнес можно построить исключительно на «гуаньси» (личные связи), поставщики обязательно обманут иностранца, многое — от соцсетей до гольфа — под запретом. Но эти мифы не остановили предпринимателей из Приморья: восемь лет назад супруги Роман и Ксения Ольмезовы открыли в Китае пекарню Maya's West Bakery. В интервью «Инвест-Форсайту» они рассказали, как им удалось продвинуть русскую выпечку в одной из самых экзотических стран мира. 

Работа на результат

Сначала мы ездили в Китай отдыхать. Теперь знаем, что не стоит судить о стране по проведённому в ней отпуску, даже если было несколько поездок. В 2010 году, окончательно устав от прежних занятий в Приморье (дизайн, реклама, административная работа), решили переехать в Цзиньхуа и открыть там пекарню Maya's West Bakery. Наша «старая» работа приносила деньги, но не удовлетворение. Хотелось испытывать гордость от своего труда и видеть реальный результат, а не просто финансовый эквивалент торговли воздухом. Когда держишь в руках свежеиспечённую буханку ржаного хлеба, чувствуешь её аромат или слышишь, как потрескивает остывающий пшеничный хлеб, понимаешь, это — настоящее.

Нас часто спрашивают, почему мы открыли пекарню в стране, где выпечке предпочитают рис. Это стереотип — китайцы едят разные мучные изделия, и с огромным удовольствием. В проект мы вложили $30 тыс. Мы тогда считались новичками в пекарском деле. У нас нет кулинарного образования. Сделали ставку на нашу природную любознательность, диплом Ксении из horeca-сферы и интернет: есть масса блогов профессиональных пекарей. Maya's West Bakery зарегистрировали в форме ООО. Зная схему и язык, можно было уложиться со всеми формальностями в 1-2 недели. Без знания китайского на тот момент у нас ушло несколько месяцев. За все оформление, документы и справки местные власти запросили совсем символическую плату либо не взяли ни юаня.

Мы открывались восемь лет назад, с тех пор очень многое изменилось. Сейчас правительство благосклонно относится к инвестициям в слаборазвитые регионы страны — где-нибудь в центральном Китае регистрация бизнеса будет проще, чем в восточных провинциях. В Шанхае и других крупных городах появились «зоны свободной торговли». Вполне вероятно, что там можно открыть фирму за день. Требования к уставному капиталу тоже существенно снижены, возможно даже, что их совсем отменили.

Хлеб как деликатес 

Всё сырье для пекарни мы закупаем через интернет. Импортное или местное — неважно, важно соответствие качеству и нашей технологии. Вообще, на китайских интернет-площадках (taobao/jd/1688) можно купить что угодно для работы или жизни. Пекарня начала приносить прибыль через три месяца, окупилась — через девять. Со временем мы пополнили штат: кроме нас, в Maya's West Bakery работают пять сотрудников-китайцев. Дохода на «гольфстрим» не хватит, но семью обеспечить можно. Сейчас бизнес находится на стадии обновления. У нас есть оффлайновая точка и интернет-магазины, которые отодвигают обычный магазин на задний план. Работу по обновлению ведем в обоих направлениях. В новом магазине планируем вообще отказаться от приёма наличных: в Китае электронные платёжные системы распространены повсеместно. Функционал мобильных приложений позволяет месяцами не пользоваться ни наличными, ни банковскими картами. Поэтому бумажные деньги уже давно можно отнести к категории вчерашнего дня.

В наших магазинах разное соотношение китайских и иностранных покупателей. Иностранные клиенты — это не только русскоязычные, их как раз меньшинство. В основном это весьма разношерстная компания: американцы, немцы, англичане, канадцы, поляки, кенийцы, сенегальцы — кого только нет. Мы мало знаем о покупателях в интернет-магазине. Кроме адреса и имени, от покупателя ничего не требуется, как не требуется и общения с продавцом. Но китайцев среди клиентов так или иначе больше. Во-первых, их больше математически. Во-вторых, они привыкли к онлайн-покупкам и доставке чего угодно, от живой птицы до автомобиля включительно, непосредственно до дверей, и неважно — с соседней улицы или другого конца страны. В-третьих, они воспринимают наш хлеб как деликатес и новый продукт, который может понравиться или нет, но не обязан соответствовать их преставлениям о выпечке.

Сезонности в этом бизнесе нет — разве что на китайский Новый год несколько дней не работает даже экспресс-доставка. Есть фактор модных тенденций: у иностранной части населения вдруг обнаруживается непереносимость всего традиционного и желание питаться исключительно съедобной землей с пеной планктона. Китайцы почти не имеют доступа к зарубежному интернету, поэтому проще относятся к диете.

Налоги на доверии

Ведение бизнеса в Китае не дает никаких льгот и отнюдь не подразумевает выдачу вида на жительство. Нужно сильно постараться, чтобы убедить трудовую инспекцию в том, что вам необходим конкретный специалист на конкретной должности. Если компания маленькая, могут разрешить одну рабочую визу для одного иностранного сотрудника, а могут вовсе не разрешить. Но если рабочую визу одобрили, семья может находиться в стране по семейным визам.

В Китае платишь налоги не меньше, чем остальные, но и не больше. Здесь есть схемы упрощенного налогообложения, потому что даже в этой сфере многое построено на доверии. Мы платим налоги с выручки, которую сами же озвучиваем и которую никто не проверяет, — 15% от выручки компании и до 25% «зарплатных» налогов. Последние (свыше определённого минимального уровня) могут доходить до 40%, но в них входит медицинская страховка для сотрудника и его ребёнка, пенсионные отчисления.

Тонкости адаптации 

У нашей адаптации были разные периоды. К одним вещам мы привыкли быстро, а к другим не можем адаптироваться до сих пор. Например, к местному климату. В январе днём на улице может быть 25 градусов тепла, а ночью — ноль. Нет заметного перехода между временами года: есть жаркое лето, дождливое лето и холодное лето. Это совершенно сбивает ощущение времени. Даже после восьми лет жизни мне трудно вписаться в китайский распорядок дня — в пять утра работяги уже на ногах, в девять вечера весь город спит.

Еще сложнее привыкнуть к массовым утренним зарядкам на свежем воздухе. Они начинаются в шестом часу утра под музыку из громкоговорителей. Участвовать не обязательно, но поспать подольше не получится. Ежедневные занятия гимнастикой компенсируются курением в любом доступном месте, включая лифты. Китаец по этому поводу не сделает замечания другому китайцу, но нам как иностранцам разрешается выгнать курильщика наружу или просто отобрать сигарету. Он не расстроится, разве что удивится немного.

С едой у нас ни разу не возникло проблем. Обычно мы не делим кухню по национальному признаку, а делим её качественно. Лягушка так лягушка, была бы хорошо приготовлена. Мы не фанаты уличной еды, кстати, очень острой, поэтому не пытались адаптироваться к ней. Мы не питаемся исключительно импортными продуктами или во чтобы то ни стало сохраняем прежние предпочтения. Нет под рукой свеклы или нерки? Пусть будут авокадо и индейка.

Преимущества «центра мира»

Наши дети учатся в обычной китайской школе; она бесплатна. По китайскому у них оценки лучше, чем у половины одноклассников. Взрослым выучить язык сложнее — нужен год-два, чтобы свободно общаться на повседневные темы. Структурно язык не сложный, но произношение неподготовленному человеку может взорвать мозг.

Из преимуществ жизни в Китае я бы в первую очередь отметил безопасность. Это государственный приоритет. Когда шестилетняя дочь решила вечером сама добраться домой из танцевального класса в темноте, полиция приехала через пять минут, а через сорок её уже нашли уличными камерами. Мы не сталкивались с криминалом, за исключением кражи велосипедов и скутеров. Но это было несколько лет назад. Сейчас города буквально завалены условно-бесплатными «общественными» велосипедами, а все скутеры снабжены GPS-маячками.

Жильё в Китае дорогое. В крупных городах стоит астрономических денег. Очень красиво выглядит со стороны. Жилой комплекс идет в паре со всегда облагороженной территорией, с парками и дорогами, но зачастую с довольно бестолковыми интерьерами. Здесь очень быстро меняется окружение. Реконструкция района по-китайски поражает воображение. Если в России достаточно положить асфальт в старые ямки и покрасить фасады вдоль дороги, в Китае буквально сносят «в ноль» половину города. Получившийся пустырь расчерчивают новой сетью дорог, втрое шире, и новыми микрорайонами. При этом укладываются в два-три года.

Хорошие дороги, включая велосипедные дорожки, тротуары и общественный транспорт, — стандарт. Сейчас почти в любую точку страны можно добраться за считанные часы на «поездах-пулях» со скоростью 300 км/час. В ближайшие 10 лет обещают запустить поезда вдвое быстрее. Обычные городские автобусы заменяет BRT (bus rapid transit) — электробус, который двигается по выделенной полосе, строго по расписанию между остановками-терминалами. А вот с экологией в некоторых районах дела обстоят плохо. Отчасти поэтому власти активно перемещают инфраструктуру и промышленные предприятия.

После восьми лет жизни в Китае интересно было бы поработать в какой-нибудь холодной европейской стране — вроде Норвегии. Если не понравится, вернёмся назад. Сегодня Китай действительно полностью соответствует своему самоназванию — центр мира.

Беседовала Ольга Гриневич

Фото представлено Maya's West Bakery

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья