Космос переживает перерождение, и на этот раз вместо государств последний рубеж берётся осваивать бизнес. Но сумеют ли миллиардеры и визионеры сделать то, что не удалось Королёву или фон Брауну, превратив космос не в поле для соревнований между ведущими державами, а в площадку для развития и заработка денег?
Средняя температура по галактике
Космическая индустрия, в отличие от многих других, не «просела» в период пандемии и показывала активный рост даже в 2020 году, достигнув отметки в $447 млрд. По прогнозам, рост продолжится как минимум до 2040 года, и расцвет частных инициатив — главный драйвер процесса. Речь идет не только о компании SpaceX, которая, хоть и будучи частной, пользовалась всесторонней поддержкой властей США, сколько о первых шагах радикально новых концептов по коммерциализации космоса.
Да, сегодня рано говорить о переделе сфер влияния в индустрии, в которой большая часть прибылей делается за счёт предоставления услуг по навигации и коммуникации. Но агрессивные игроки, ведомые визионерами от более или менее далеких от космоса индустрий, могут поменять привычную картину мира уже в ближайшие годы.
Космос для нового поколения бизнесменов — не просто возможность продавать услуги, которые нужны компаниям на Земле, а поле деятельности, интересное тем, кто хочет хотя бы на короткое время покинуть нашу планету.
Отпуск за пределами Земли
Ушедший в историю 2021 год стал прорывом для космического туризма: сразу два проекта, нацеленных на запуск коммерческих суборбитальных полётов, доказали свою состоятельность. Сначала VirginGalactic Ричарда Брэнсона, а затем и BlueOrigin Джеффа Безоса провели свои полёты, дав миру целый отряд «туристов», посмотревших на Землю с высоты нижней границы космоса — или почти с неё, как в случае с VirginGalactic, корабль которой достиг высоты в 86 км, что ниже общепринятой границы космоса, линии Кармана, в 100 км.
«Космический туризм — одна из значимых точек роста всей индустрии, связанной с покорением новых вершин. Успех каждого такого проекта значит не просто внимание к космосу, а сотни и тысячи людей, которые будут способны ежегодно лично прикоснуться к неизведанному: ощутить на себе невесомость, увидеть Землю с высоты и заглянуть в ту бездну, которую мы привыкли видеть только в телевизоре. Кроме суборбитальных полётов, не стоит забывать и про туризм на МКС, ведь в прошлом году станцию посетил Юсаку Маэдзава, вновь актуализировав ее как объект для посещения, а также туры на космодромы», — отметила основательница компании «Просто Космос» и популяризатор космических проектов Алла Разуваева.
Прогноз на будущее космического туризма более чем оптимистичный: по подсчётам специалистов, рынок одного только суборбитального туризма к 2031 году будет оцениваться в почти $400 млн. При этом борьба за рынок только начинается: конкуренцию США и американским компаниям готовы составить по всему миру. В частности, такие амбиции есть у Китая. Отечественная индустрия также нацелена на этот рынок: как отмечал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, госкорпорация «готова подраться» за перспективную нишу. Но туризм — лишь малая часть из перспектив, которые открывают космические рубежи.
В космос за деньгами
Космическое пространство может обернуться клондайком не только с туристической, но и с индустриальной точки зрения. Уникальные возможности, которые предлагают ресурсы и условия новой среды, сложно переоценить, и они уже сегодня привлекают внимание визионеров.
Один из самых перспективных бизнесов будущего — Asteroid Mining, или добыча ресурсов на астероидах и других небесных телах. Даже на относительно небольшом «космическом камне» могут содержаться тонны ценных металлов, добыча которых может обогатить любого. К примеру, астероид 2011 UW158 «стоит» около $5 трлн, благодаря чему некоторые заявляют, что первые в истории долларовые триллионеры могут прийти именно из этой сферы.
«Сегодня сфера космоса переживает своё перерождение: проекты, будь то начинания по сооружению космических билбордов, орбитальных буксиров или даже отелей вблизи Земли, не просто регулярно появляются, но привлекают инвестиции со всего мира. Индустрия, начавшаяся с противостояния двух стран, всё больше открывается частным компаниям и инвесторам, что приведёт к активному развитию инфраструктуры на орбите Земли для решения глобальных задач, стоящих перед человечеством, будь то использование чистой энергии солнца, добыча ресурсов на астероидах или создание глобальных систем связи и коммуникации, мониторинга окружающей среды и метеорологии», — отметил Антон Оссовский, основатель компании Avant Space.
3D-печать — еще одна перспективная точка роста внеземного бизнеса. Одним из первопроходцев здесь может стать российская 3D Bioprinting Solutions. Компания уже осуществила серию опытов на МКС по печати клеточных структур в условиях микрогравитации. В земных условиях проводить подобные эксперименты крайне сложно из-за объективных физических параметров жизни на поверхности планеты, и именно космос открывает новые возможности для науки. В перспективе речь может идти о революции в медицине и печати органов человека.
Оптимизм на фоне рисков?
Проекты по освоению Луны, разработке космических аппаратов прямо в космосе и прочие инициативы продолжают появляться; будущее подарит миру только больше новых идей. Но их реализация может быть осложнена причинами, не зависящими ни от технологий, ни от самой индустрии.
И если пандемия не отразилась на индустрии радикальным образом, то политические и инфраструктурные риски по-прежнему сохраняют свою актуальность. Растущая проблема космического мусора и несовершенство космического законодательства уже сейчас могут поставить под угрозу некоторые из самых амбициозных идей. Но, как показывает текущее положение в индустрии, даже сегментация и тренд на создание собственных космических станций ведущими державами могут подтолкнуть бизнес к развитию, давая ему базу для новых исследований и начинаний. А это в контексте освоения неизведанного — более чем надежный плацдарм.
Автор: Роман Босиков