ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение, Финансы

Проблему доступности финансов для малого бизнеса решат посредники

Марина Кашина

Марина Кашина

Сооснователь и исполнительный директор компании Lemon.online

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на ПМЭФ в этом году говорил о том, что частный бизнес должен сыграть ключевую роль в преодолении текущих проблем экономики. Для этого будут изменены ключевые принципы российской экономической политики. Экономике потребуется пройти большой путь. Пока что самому малому бизнесу нужна серьезная поддержка. По данным «Опоры России», неподъемные налоги, дефицит финансовых ресурсов являются ключевыми препятствиями для ведения бизнеса в стране. 

 depositphotos.com

Доступ к финансовым услугам ограничен

Доступность кредитования для малого бизнеса снижается. По данным ЦБ РФ, объем предоставленных субъектам МСП кредитов в марте 2022 г. составил 816 млрд руб., снизившись по сравнению с предыдущим месяцем на 15,4%, по сравнению с мартом 2021 г. — на 6,8%.

Государственные антикризисные программы кредитования, предлагаемые в пандемию, по своим условиям оказались недоступны предприятиям этого сектора. По сути малый бизнес остался без поддержки. Оборот малого бизнеса в пандемию сократился, особенно сильно досталось самым маленьким — микро- и малым предприятиям.

Не всем предпринимателям удалось в полной мере преодолеть последствия пандемии. Растет задолженность по кредитам. Доля задолженности по кредитам, предоставленным субъектам МСП, в общей сумме задолженности по кредитам ЮЛ и ИП в марте 2022 г. возросла по сравнению с предыдущим месяцем на 0,2 п.п. и составила 17,9%. Такие данные также приводит ЦБ РФ.

Надеяться на оживление финансирования банками микро- и малого бизнеса не приходится. Повышение минимального уровня резервирования по высокорисковым кредитным портфелям в период 2007–2008 гг. де-факто уничтожило кредитование малого бизнеса. Работа в этом сегменте для банков стала высокорискованной. Примерно 80% заявок на кредитование от МСП отклоняется банками. Специальных кредитных продуктов, предназначенных для малого бизнеса, на рынке не появляется.

Точки роста

Вместе с тем сегмент малого бизнеса именно сейчас имеет большие перспективы роста, в том числе благодаря мерам, предпринимаемым государством.

Потенциал роста есть как в экономическом плане, так и по числу новых предприятий. Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, количество МСП по состоянию на 10 января 2022 года выросло на 3,2% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, составив более 5,9 млн предприятий. По подсчетам Института экономики роста имени Столыпина, в развитых странах вклад сегмента МСП в ВВП достигает 48%, в России — 21,9%.

Кто создаст условия для свободного доступа МСБ к финансированию? Это точно будут не банки. Будущее кредитования для МСБ на горизонте 5–7 лет я вижу без банков. Сейчас формируется целый пласт финансовых сервисов, которые начали конкуренцию за этот сегмент. Новые финтех-компании не настолько консервативны, как банки, и хорошо разбираются в бизнесе. Создать благоприятную среду для развития малого и микробизнеса в целом не сложно, если знать потребности этих компаний.

Вот на что нужно опираться, начиная финансировать малый бизнес:

  1. Быстрота получения денег принципиально важна для МСП. У некоторых предпринимателей достаточно маржинальный бизнес для того, чтобы обслуживать займы. Когда вопрос с кредитованием может быть решен быстро и своевременно, предприниматели готовы брать деньги под высокий процент. С уходом зарубежных брендов у малого бизнеса появились новые перспективы, и многие спешат ими воспользоваться.
  2. Проблема банковского кредитования чаще всего не в дорогих деньгах, а в сложности согласования. Предприниматели тратят 1–2 месяца на подготовку заявки в банк, таких ресурсов у малого бизнеса просто нет. Обеспечьте предпринимателю быструю обратную связь.
  3. Малые предприятия обычно имеют сложную юридическую структуру, не всегда прозрачную систему закупок товара и, с точки зрения оценки их банками, выглядят непривлекательно и ненадежно. Нужно по-другому оценивать риски и финансовую часть проекта малого бизнеса. Мы, например, оцениваем МСП по моделям скоринга микрофинансовых организаций и смотрим на всю картину в целом.
  4. МСП нужны специальные продукты. Будущее за замещением классического банковского кредитного продукта, который долгое время будет недоступен для большинства субъектов МСП. В основном требуется возобновляемая кредитная линия. Мы, например, назначаем лимит, и в рамках лимита предприниматель покупает товар, возврат идет автоматически — из средств за товар, поступивших на расчетный счет. Нет фиксированных дат и фиксированных платежей, что очень удобно предпринимателям.
  5. Малый бизнес нуждается в «доращивании». В своей практике мы видим, что компаниям нужна помощь как с привлечением финансирования, так и с налаживанием операционных процессов, электронного документооборота и т д. А значит, предпринимателю можно предложить разные дополнительные услуги — продуктового маркетинга, продвижения, логистического и бухгалтерского обслуживания.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья