ENG
Перейти в Дзен
Стартапы

Проверьте отзывы на врачей

C 2014 года рекомендательный медицинский сервис «НаПоправку» вырос до миллиона пользователей в месяц, привлек более 100 млн рублей инвестиций и вышел на самоокупаемость. С помощью сервиса пациенты могут выбрать врача или клинику на базе проверенных отзывов, увидеть актуальное расписание врача и записаться на приём онлайн. О создании, истории и работе портала «Инвест-Форсайту» рассказал Александр Печерский, автор проекта, соучредитель и генеральный директор «НаПоправку».

Идея проекта

Александр несколько раз сталкивался с ситуацией, когда от выбора правильного врача зависела жизнь близких и родных. Приходилось проводить часы на форумах, читать отзывы и сопоставлять факты — в одной ветке врача могли хвалить, в другой — рассказывать, как он искалечил пациента. В 2013 году альтернативы форумам не было, поэтому Александр решил создать сервис, который позволял бы найти хорошего врача на базе проверенных отзывов пациентов. Главным принципом «НаПоправку» стала жесткая проверка отзывов от пользователей. Модерацией занимается специальный отдел, который ежемесячно блокирует больше 15% отзывов — их, как правило, заказывают у копирайтеров клиники и врачи. Недостоверные отзывы блокируются вне зависимости от того, сотрудничает клиника с сервисом или нет.

Начало работы и стартовая бизнес-модель 

Портал «НаПоправку» был запущен весной 2014. Первое время партнерам пришлось совмещать две работы: до января 2015 года Александр руководил консалтинговой компанией «Альт», где работал и костяк команды «НаПоправку». Полноценная работа над сервисом началась только с момента ухода из консалтинга. Первоначально в проект вложено 10 млн рублей личных сбережений, а в 2015 году компания привлекла инвестиции от частных лиц на сумму $300 000.

Команда начала работу в нескольких направлениях. Во-первых, планировался сбор данных обо всех клиниках и врачах Санкт-Петербурга. После — сбор отзывов о врачах и клиниках с форумов, чтобы можно было выбрать врача, пока не наработана своя база отзывов от пользователей. Третье важное направление — создание библиотеки медицинских статей о симптомах и болезнях. Предполагалась, что сервис будет зарабатывать на рекламе. Команда рассчитывала на большой трафик пользователей, которые придут искать врачей, оставлять отзывы и читать библиотеку. На сайте сделали много баннерных мест: стали предлагать сотрудничество клиникам, страховым компаниям и фармкомпаниям. Однако скоро стало понятно: модель не покрывает расходы «НаПоправку» — трафик на сайт был небольшой, а рекламодатели не хотели покупать рекламу на незнакомом новом ресурсе.

Поэтому учредители решили работать по другой бизнес-модели: записывать через сайт пациентов в клиники. Клиника платила фиксированную сумму в месяц, а на её странице и страницах врачей работала кнопка записи на приём. Пользователь оставлял в форме контактные данные, клиника получала данные на почту, перезванивала и записывала пациента на приём. Чтобы записать в клинику больше пациентов, «НаПоправку» выделял платные клиники цветом и показывал выше в общем рейтинге — так сейчас работает реклама в поисковиках. Но в итоге и эта бизнес-модель не оправдала себя: многие клиники не продлевали договор, так как пациентов, пришедших на приём, было мало. Причин было несколько: клиники слишком поздно перезванивали, или пациент не брал трубку, или время не подходило, или цена была слишком высокой.

В 2016 году стартап оказался на грани закрытия и нуждался в инвестициях и новой бизнес-модели.

Крупные инвестиции и запуск реал-тайм записи

Летом 2016 года инвестор и управляющий партнер венчурного инвестфонда Armor Capital Борис Жилин проинвестировал в проект 50 млн рублей. Также он вкладывал деньги в стартапы Boomstarter, UberChef, «Сделано». Инвестиции помогли разработать принципиально новый продукт — реал-тайм запись — и полностью обновить сайт. Уже в марте 2017 после полугодовой разработки была запущена первая трансляция расписания клиники. Реал-тайм запись, или трансляция расписания, работает следующим образом: пользователи «НаПоправку» видят актуальное расписание врача, могут выбрать время и записаться на приём самостоятельно. Клиника при этом получает бронирование «окошка» в свою медицинскую информационную систему — МИС, в которой ведется учет всех пациентов и расписание врачей. Это позволяет администратору не перезванивать и не уточнять время визита.

Сейчас разработчики «НаПоправку» интегрировали все ведущие МИС России: большинство клиник могут транслировать расписание врачей на «НаПоправку» в режиме реального времени. Изначально процесс интеграции с МИС шёл достаточно медленно и трудоёмко, так как подобных интеграций на рынке практически не было, приходилось доказывать их ценность для партнёров.

Теперь многие разработчики МИС самостоятельно обращаются в «НаПоправку» за интеграцией: функционал онлайн-записи и лидогенерации очень востребован клиниками. Позже реал-тайм запись доработали и для записи на медицинские услуги. Например, можно посмотреть свободные окна на МРТ, УЗИ, КТ, а ещё на такие услуги, как удаление родинок, массаж, сдача анализов, получение справок в бассейн и др.

Внедрение реал-тайм записи позволило увеличить популярность «НаПоправку» и для клиник, и для пациентов. Записываться в клиники теперь можно круглосуточно, конверсия записей в клинику увеличивается на 30%, как и количество дошедших до медучреждения пациентов. Поменялась схема оплаты: если раньше клиника платила фиксированную сумму и не знала, сколько пациентов получит, то теперь оплата производится только за конкретные записи пациентов.

Портал каждый день оказывает помощь в решении проблем со здоровьем тысячам россиян в 14 крупных городах страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В 2016 году стартап вошел в рейтинг лучших бизнес-проектов по версии «Делового Петербурга». В 2017 году его услугами воспользовались более 1 млн человек. Сейчас поддерживают и занимаются развитием проекта 22 сотрудника. За все время существования в компанию инвестировано более 100 млн рублей.

Из ближайших целей «НаПоправку» — подключение новых клиник в Санкт-Петербурге и Москве, а также активный выход в регионы России. Далее основатели планируют запускать новые сервисы для пациентов на базе «НаПоправку»: от хранения медицинской документации до набирающей обороты телемедицины.

Автор: Кристина Фирсова

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья