ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Психотерапия онлайн

В период эпидемии коронавируса одной из растущих сфер стала телемедицина и, в частности, онлайн-психотерапия. Сектор онлайн составляет более 2% рынка медицинских услуг. Такие компании, как BetterHelp и Talkspace, объединяют более 15 000 специалистов, готовых предоставить помощь клиентам в любое удобное для них время посредством электронной почты, чатов, аудио- или видеозвонков за фиксированную плату от $35 в неделю. В прошлом году компания Talkspace привлекла $50 миллионов инвестиций, а со времени основания компании BetterHelp её акции выросли более чем на 650%. В этом году BetterHelp вышла на рынок Израиля, а Talkspace заявила о намерениях выйти на рынок Китая.

Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Разразившаяся эпидемия коронавируса приостановила деятельность огромного количества компаний. Те из них, которые выдержали удар, потеряли значительную часть своих доходов. Однако оказались и те, для которых кризис стал толчком для быстрого роста и развития. В первую очередь это касается химических и фармацевтических компаний, онлайн-ритейлеров и сервисов доставки, стриминговых платформ и приложений EdTech.

Одной из растущих сфер также стала телемедицина. На данный момент сегмент онлайн составляет около 2% рынка медицинских услуг. Пандемия коронавируса ускорила развитие данной области, а особое место в ней заняла онлайн-психотерапия. И вот почему.

Во время пандемии, вызванной вспышкой вируса COVID-19, миллионы людей во всем мире охватили паника, беспокойство, чувство одиночества, а также различные психические расстройства из-за проблем со здоровьем и экономических трудностей. Важным фактором сегодня является то, что люди физически не могут дойти до специализированных клиник, так как передвижение во многих странах ограничено, а некоторые организации попросту закрыты. Но, в отличие от прочих медицинских услуг, психотерапия не требует непосредственного контакта между врачом и пациентом: только общения между ними. Также нельзя не сказать о значимой тенденции последних лет: все больше и больше услуг, которые раньше существовали лишь офлайн, теперь становятся доступными через интернет.

В связи с этим нужно отметить, что компании, занимающиеся психологической помощью удалённо в период пандемии, в буквальном смысле спасают мир от депрессии и стресса. Например, BetterHelp предлагает платформу, которая позволяет получать психологическую помощь в режиме онлайн посредством электронной почты, чата, аудио- или видеозвонка. Компания объединяет 10 000 сертифицированных терапевтов для помощи клиентам, обратившимся за психологической консультацией.

«Несмотря на то, что в последние годы мы росли быстрыми темпами, последние несколько месяцев были беспрецедентными, такого роста мы не видели раньше, — говорит в интервью журналу Markerweek израильский предприниматель Алон Матас, президент и основатель компании. — Мы заметили увеличение запросов по таким проблемам, как депрессия, тревога и стресс, на 100% по сравнению с мартом-июлем 2019 года как среди уже зарегистрированных, так и новых пользователей платформы».

Таким образом, можно легко внести BetterHelp и другие компании из этой сферы в список «бенефициаров эпидемии». BetterHelp — четвертый стартап Алона Матаса. Десять лет назад он переехал в США, чтобы создать американский филиал своего предыдущего стартапа в сфере интернет-рекламы, MediaBoost, который привлек $9 миллионов. Столкнувшись с рядом организационных проблем, Матас испытал чувство одиночества и эмоционального выгорания. Он решил прибегнуть к помощи психотерапевта, но, с удивлением обнаружив, насколько это сложно и дорого, предпочёл справиться с проблемами самостоятельно.

Стартап в конечном итоге был продан, но Матас чувствовал, что осталась ещё одна нерешённая проблема. Его размышлениям вторила статистика: четверть взрослых американцев нуждается в терапии, но лишь один из трёх обращается за помощью. С другой стороны, есть большое количество психологов, чья зарплата относительна невелика. По словам Матаса, в США только около трети психологов работают полный рабочий день, а зарплата большинства из них относительно невелика. Таким образом, складывается странная ситуация: есть рынок, где одна сторона хочет дать, а другая — получить, но они не пересекаются. Матас взялся решить проблему.

На первом этапе сервис BetterHelp позволял обмениваться текстовыми сообщениями с квалифицированными терапевтами. Сайт заработал 30 августа 2013 года в 16:00, а уже через полчаса первый клиент ввел данные своей банковской карты.

Несмотря на то, что Матас не привлекал дополнительных средств, начиная с 2014 года уровень доходов компании составлял $2–3 миллиона. В 2015 году американская публичная компания Teladoc, представляющая телемедицинские услуги, купила BetterHelp за $3,5 миллиона. К слову, акции Teladoc общей стоимостью $17 миллиардов торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В 2019 году уровень доходов BetterHelp вышел на уровень $100 миллионов — ежегодный прирост составил 50%. С момента основания стоимость акций BetterHelp выросла примерно на 650%. В настоящее время в компании работают 100 человек, она обладает относительной автономией от Teladoc. Компания BetterHelp не вмешивается в процесс лечения, лишь организует встречу терапевта и клиента, гарантирует безопасность и проводит маркетинг.

По совпадению, главный конкурент BetterHelp Talkspace также был основан израильскими предпринимателями — Рони и Орен Франк. Компания была создана в Нью-Йорке в 2012 году; на данный момент она объединяет 5000 специалистов. В марте этого года представители компании заявили об увеличении на 25% количества обращений за психологической помощью, начиная с середины февраля.

В 2019 году Talkspace привлекла $50 миллионов, а с момента основания общие инвестиции в компанию составили уже $110 миллионов. В своём интервью агентству «Блумберг» Орен Франк заявил, что в 2020 году его компания намерена выйти на рынок Китая.

До последнего времени BetterHelp и Talkspace работали в англоязычных странах: США, Канада, Австралия и Великобритания. Обе компании делили 90% рынка США по предоставлению услуг онлайн-психотерапии. И хотя до этого года услуга была доступна во всем мире, ее предоставляли преимущественно американские психологи, только на английском языке, по американскому времени.

В апреле 2020 года, в самый разгар пандемии, BetterHelp запустил свой сервис в Израиле — первый рынок для компании за пределами англоязычных стран. На израильском веб-сайте уже насчитывается несколько десятков терапевтов и несколько сотен пациентов. За фиксированную плату от $35 в неделю клиент может общаться с психотерапевтом в режиме видеозвонка, телефонного звонка или чата в заранее установленное время. Ограничений на способ и количество обращений нет.

«Половина наших пользователей в США использует письменное общение, а другие сочетают традиционный 50-минутный еженедельный видеозвонок и переписку», — говорит основатель компании.

Матас утверждает, что в онлайн-терапии, где пользователь общается с помощью текста, открытость и доверие создаются гораздо быстрее, чем при обычной терапии. Но, конечно, есть и свои недостатки: некоторые пациенты в одном сообщении изливают сразу все свои проблемы за десять лет. И хотя Матас уверен, что в будущем искусственный интеллект сможет помогать терапевтам в определении проблем пациента посредством анализа и обработки речи, он никогда не сумеет полностью заменить хорошего специалиста.

Сфера телемедицины — и онлайн-психотерапия в частности — сегодня испытывает существенный подъём во всём мире. Такие сервисы, как BetterHelp и Talkspace, выходят на новые рынки и делают психологическую помощь более доступной для всех нуждающихся. В интернете некоторые пользователи уже окрестили BetterHelp «Uber’ом от психотерапии». Однако стоит отметить, что приложение сделало обращение к психотерапевту намного проще и помогло миллионам людей получить качественную помощь специалиста в удобное время по приемлемой цене.

Автор: Владимир Лаврентьев

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья