Введенные против нашей страны санкции имеют несколько особенностей: комплексный и системный характер (охватывают многие сферы жизни) и поэтапность введения (каждая из волн имеет все больший «нарастающий итог»). Оценим наиболее важные последствия.
Наибольшее давление было оказано на финансовый сектор. Введённые санкции ударили по слабому месту российского финансового рынка (и в первую очередь банковского сектора) — по способности генерировать долгосрочные финансовые ресурсы, необходимые для инвестиционного кредитования. До введения санкций формирование долгосрочных финансовых ресурсов находилось в высокой степени зависимости от международных финансовых рынков. Фактически в 2013–2014 гг. на банки-нерезиденты приходилось 60-62% кредитов и депозитов, полученных по линии МБК на срок свыше одного года, против 40-38%, полученных отечественными банками.
Ограничения по привлечению международного капитала коснулись и небанковского сектора, так как внешний долг небанковских организаций, относимых к частному сектору, на 85% состоит из долгосрочных ссуд и займов, а к государственному сектору — на 97%. В связи с чем именно гособлигации (особенно ОФЗ) стали локомотивом динамики многих сегментов финансового рынка России, прежде всего валютного. По состоянию на начало 2019 г. Россия восстановила золотовалютный запас ($468,5 млрд против $408 млрд в ноябре 2013 г.), в связи с чем и курс национальной валюты становится более обеспеченным.
Значительные изменения произошли и на рынке IPO. Нельзя сказать, что это произошло исключительно в результате воздействия санкций. В целом рынок справился, однако для отдельных эмитентов падение рыночной капитализации, конечно, было весьма сильным — более 20% для РУСАЛ и порядка 55% для En+ Group.
Санкции актуализировали необходимость перехода на национальную платежную систему, в связи с чем в портмоне практически каждого россиянина лежит карта «Мир». Санкции подтолкнули процесс оздоровления российской финансовой системы через сокращение числа банков и популяризации прозрачности расчетных операций, что позволило сократить долю непрозрачных сделок с финансами и создать условия для формирования системы контроля утечки капитала за границу.
Не менее сложным стало влияние санкций и на нефтегазовый сектор, которому пришлось пройти через ряд шоковых сценариев в различных направлениях деятельности: добыча, переработка, газификация, сжижение, развитие экспортных коридоров и приостановка отдельных проектов. На момент введения санкций география поставок отечественных энергоресурсов была такова, что более 70% экспорта приходилось на страны, политически готовые ввести в отношении России санкции.
Пока влияние санкций минимизируется принятием третьего энергопакета (GTM), требованиям которого пока полностью соответствуют рынки только девяти стран (Бельгии, Франции, Великобритании, Испании и Германии, Нидерландов, Италии, Дании, Швеции и Португалии) — и это однозначно нам на руку. В связи с чем, если сравнивать тяжесть санкций в экспорте и импорте, то экспорт за небольшим исключением почти не пострадал.
Последствия введения санкций в нефтегазовом секторе включают три направления:
- изменения в динамике запасов, разведке и добыче;
- организация и выполнение трубопроводных проектов;
- организация и выполнение морских проектов.
Наиболее сложным в плане санкций стало третье направление. Сегодня все освоение российского арктического шельфа сконцентрировано в зонах прибрежного мелководья. К сожалению, прорывных технологий на данном направлении пока нет, в связи с чем адаптируются существующие западные технологические решения для морской нефтегазодобычи к арктическим условиям, в том числе путем вторичного использования стационарного оборудования.
Но в санкциях есть и преимущества. Это всегда толчок. Результатом воздействия санкций стали:
- усиление процессов, направленных на углубление евразийской экономической интеграции;
- совершенствование государственной поддержки отечественных производителей;
- активизация работы по созданию в России национальной платежной системы;
- активизация процесса по импортозамещению;
- модернизация сельского хозяйства;
- явные успехи в оборонной промышленности.
Производство сельхозтехники за пять лет увеличилось в 3 раза. Средняя зарплата и число занятых в машиностроении подросли на 20%
К сожалению, какого-либо комплексного исследования влияния российских контрсанкций на западные рынки практически нет. Мы можем лишь опосредованно судить об их влиянии. Так, есть данные по результатам введения продовольственного эмбарго, что суммарный экспорт ЕС снизился приблизительно на 0,12% от инерционного сценария ($3,2 млрд). В большей степени пострадал сектор «овощи и фрукты», экспорт которых в Россию сократился почти на 30% (на $1,8 млрд). В страновом разрезе наиболее пострадала Норвегия, совокупный экспорт которой уменьшился на 0,14%, при этом экспорт рыбы снизился на 15%. Введение эмбарго на часть фруктов привело к нерентабельности 1500 небольших хозяйств по производству фруктов в Польше и Чехии. Итальянские и швейцарские фермеры также пострадали из-за отсутствия сыров на полках в России. В любом случае все чаще возникают ситуации, когда политическая воля может перевесить любые ограничения.
Последние пять лет показали, что изменение структуры международных отношений только набирает обороты. Ключевые игроки на международном рынке все более активно переходят от политики глобализации к протекционизму не только в политической, но и экономической сферах. Правительства все чаще основывают проводимую политику на принципах так называемого «нового меркантилизма». И на первое место в этих отношениях выходит осознание того факта, что объект воздействия — уже не стационарная система, а гибкие самоорганизующиеся системы-среды.
Таким образом, нельзя сказать об однозначно отрицательных последствиях введенных санкций. Санкции повлияли на вектор развития внешней торговли: все чаще торговыми партнерами России становятся компании азиатского региона. Особого внимания требует решение проблемы воспроизводства долгосрочных финансовых ресурсов финансовым рынком, усиление его инвестиционной функции в свете введения второго пакета санкций.
Ранее «Инвест-Форсайт» публиковал мнение об последствиях санкций научного сотрудника РАНХиГС Ивана Любимова. Согласно оценкам МВФ, российская экономика потеряла от санкций темпы роста в масштабе примерно 1,2% ВВП в год. Также, как ранее сообщал «Инвест-Форсайт», в России создается специальный резервный процессинговый центр, который должен помочь российским банкам уклоняться от западных санкций.