ENG
Финансы

QR-коды меняют платежный рынок

Важнейшим процессом, происходящим сегодня в платежной сфере России, является постепенное разворачивание Системы быстрых платежей ЦБ (СБП), участниками которой стало уже около 30 банков. Для граждан эта система означает прежде всего две новых возможности. Во-первых — мгновенно переводить деньги на счета других физических лиц по номеру телефона при условии, что банки обоих граждан являются участниками системы. Во-вторых, появилась возможность платить через QR-код — популяризации этой опции способствует выход на рынок небанковских платежных агрегаторов.

QR-коды меняют платежный рынок

Как в Сбербанке

Удобная возможность мгновенно переводить средства по номеру телефона до сих пор существовала внутри Сбербанка, так что в данном случае стратегической целью СБП является создание альтернативы существующей платежной экосистеме Сбербанка.

Правда, многое упирается в тарифы. Как заявила «Инвест-Форсайту» председатель правления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева, прежде всего СБП способствует упрощению денежных переводов, поскольку номер телефона пришел на смену реквизитам. Кроме того, на первом этапе — тестирования — большое значение имела бесплатность такого рода переводов. Это привело к кратному увеличению доли переводов в общем количестве платежей — с 4% до 40%, причем значительную часть среди денежных расчетов стали занимать переводы между счетами одного и того же человека в разных банках. Однако, отмечает Алма Обаева, когда этап тестирования закончился, банки установили тарифы на межбанковские переводы на уровне 1% от суммы. Это очень высокий тариф (и 0,5% тоже был бы очень высокий) — учитывая, скажем, что автодилеры часто работают ради 2%-й маржи. По этой причине сегодня стоит ожидать снижения доли переводов и роста доли Сбербанка, чьи конкурентные позиции особенно усилятся после того, как будет отменена комиссия за межрегиональные переводы внутри одного банка.

Мир кодов

Вторая возможность СМП связана с расчетами между гражданами и организациями с помощью QR-кода. Стандартный сценарий заключается в том, что QR-код находится в месте продажи, например как наклейка на ценнике, или код генерируется терминалом продавца, а покупатель должен сканировать его с помощью банковского приложения на смартфоне. Возможно также использование спецкодов на сайтах интернет-магазинов и других дистанционных сервисов.

Теоретически важными стратегическими последствиями разворачивания СБП для банковского рынка должны стать, во-первых, снижение доли Сбербанка на рынке платежей и, во-вторых, уменьшение доли банковских карт в пользу мобильных платежей (точнее — в пользу платежей, использующих смартфон в качестве форм-фактора). Директор Центра платежных систем Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Криворучко считает, что происходящее на рынке должно привести к уменьшению доли международных платежных систем (таких как Visa и MasterCard) и еще большему снижению доли наличных расчетов (что выгодно банкам, обслуживающим счета физических лиц и получающим за это комиссии).

«Судя по объявленным тарифам для банков и магазинов, издержки участников должны быть ниже, а следовательно, для потребителя стоимость новых способов платежа будет ниже», — замечает Светлана Криворучко.

В то же время, по словам доцента Департамента менеджмента, ведущего научного сотрудника НИЦ денежно-кредитных отношений Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Лопатина, масштабы распространения технологии платежей с помощью QR-кодов пока не впечатляют. Все дело в том, что сегодня в технологии заинтересованы в основном торгово-сервисные предприятия (ТСП), которым она позволяет в несколько раз уменьшить комиссии банков, между тем как интерес самого банковского сектора неоднозначен, ведь платежи с помощью QR-кодов могут замещать карточные платежи, снижая доходы банков. Что касается граждан, им потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к новой технологии и поверить в ее безопасность.

«В режиме офлайн платеж с помощью телефона или карты сегодня может осуществляться проще и быстрее, чем с использованием QR-кода», — комментирует Валерий Лопатин.

Впрочем, эксперт уверен, что в будущем QR-технология может оказать на рынок платежных услуг значительное влияние. Во-первых, с большой вероятностью существенно увеличится количество товаров и услуг, платежи за которые будут приниматься с использованием QR-кодов. Во-вторых, количество таких платежей будет расти по мере роста их популярности среди населения (если процесс платежа будет не менее удобным и безопасным, чем с помощью телефона и карты). В-третьих, платежи с использованием QR-кодов будут способствовать снижению комиссий по карточным платежам (чтобы обеспечить конкурентоспособность последних).

Фактор агрегаторов

Важной опцией, появившейся в этом году, стала возможность использовать QR-коды даже в расчетах с организациями, банки которых не являются участниками системы. В этом случае в процессе расчетов с клиентами участвует третья сторона — платежные агрегаторы, чьи банки участвуют в СБП. Деньги клиента в магазине сначала поступают на счет платежного агрегатора, а тот уже рассчитывается с магазином, но покупатель, конечно, этого не видит. Как сообщает РБК, работать в СБП готовятся крупнейшие платежные операторы: PayMaster, Robokassa, RBK Money, Platron и «Яндекс.Касса».

По словам председателя Совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктора Достова, в данном случае мы имеем дело с процессом, превосходящим по своему значению одно только развитие СБП. Дело в том, что с начала 2020 года в российское законодательство введено понятие «платежного агрегатора». Теперь все, кто принимает безналичные платежи в пользу третьих лиц (в том числе по картам и СБП), — сервисы такси, пункты выдачи товаров, доставка еды, авиакассы — должны открывать в банках спецсчета, проводить идентификацию своих контрагентов и действовать от имени банка.

«Это довольно фундаментальная новация, которая пока осталась незамеченной, но, безусловно, окажет влияние на развитие рынка, — отмечает Виктор Достов. — С одной стороны, это открывает новые возможности для приема безналичных платежей через посредников. С другой, налагает непривычные для них требования».

Валерий Лопатин называет три фактора, которые будут способствовать повышению роли всех платежных агрегаторов (включая небанковские) на рынке платежей с использованием QR-кодов. Во-первых, агрегаторы смогут снизить для ТСП барьер входа на рынок платежей с использованием QR-кодов, так как возьмут на себя решение технических вопросов. Во-вторых, за счет большого объема платежей агрегаторы с большой вероятностью смогут обеспечить своим клиентам меньшие комиссии за платежи. В-третьих, агрегаторы в большей степени, чем отдельные ТСП, будут нацелены на повышение удобства и безопасности платежей с использованием QR-кодов. С точки зрения потребителя, ключевым фактором комфортности нового платежного ландшафта будет являться четкое акцентирование распределения ответственности между агрегатором, ТСП и банком перед клиентом — потребителем услуг ТСП, одновременно являющимся и плательщиком, считает профессор Артем Генкин, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов».

«Список типичных претензионных ситуаций хорошо известен: это “недошедший” платеж, ошибочный платеж “не тому” получателю, не санкционированный владельцем денежных средств платеж и, наконец, желание плательщика вернуть средства в результате недовольства приобретенным товаром или услугой и т.д. , — перечисляет Артем Генкин. —  Законодательство и при появлении новой сущности — “платежного агрегатора” — должно давать по-прежнему четкие ответы на вопросы “кто виноват?” и “что делать?” во всех этих случаях. Как это наблюдаем, например, в нынешней (далеко не последней, уверен) редакции ст. 9 Закона “О национальной платежной системе”».

Не только магазины

В числе перспектив развития системы ЦБ обещает в этом году обеспечить возможность выплаты зарплаты по номеру телефона. Национальная система платежных карт (НСПК) также обещала подумать над использованием спецкодов для оплаты чаевых официантам. Очень любопытным опытом стало подключение к системе некоммерческих организаций, в частности, как сообщили «Известия», для сбора пожертвований QR-код будет использовать благотворительный фонд Константина Хабенского; спецкод будет размещаться на сайте фонда и на уличной рекламе. Некоторые банки проводят эксперименты по использованию QR-кода для оплаты жилищно-коммунальных услуг и пополнения брокерских счетов.

«Я думаю, что в первую очередь использование СБП может быть востребовано для регулярных платежей: услуги ЖКХ, мобильной связи, интернета, — считает исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Павел Шуст. — В Европе такие счета оплачиваются преимущественно путем прямого дебетования: СБП позволяет перейти к такой практике и в России. Для торговых точек СБП теоретически может быть привлекательна более низкой стоимостью транзакций: поскольку тарифы в СБП ниже, чем в карточных системах, ее можно было бы использовать для крупных покупок вроде автомобилей. С разработкой новых интерфейсов в будущем СБП может быть востребована и в мелкой рознице».

И конечно, существенным событием должно стать подключение к СБП Сбербанка, запланированное на март этого года. Главным последствием этого в первую очередь должно стать появление для клиентов Сбербанка возможности переводить деньги в другие банки по номеру телефона — в том числе на свои собственные счета в других банках. Как полагает Алма Обаева, подключение Сбербанка к СБП будет способствовать перетоку какого-то количества ресурсов из Сбербанка в другие банки, однако вряд ли эти суммы будут для Сбербанка ощутимыми.

Автор: Константин Фрумкин

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Нравятся материалы «Инвест-Форсайта»? Подпишитесь на рассылку «Самое интересное сегодня»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья