2017 год может войти в историю как год повального увлечения блокчейном. Первыми технологией заинтересовались финансовые организации, теперь блокчейн пришел в интернет-рекламу. Недавно созданный российскими разработчиками, но базирующийся в Силиконовой долине стартап BitClave Active Search Ecosystem провел публичное размещение токенов (ICO) и привлек 25,5 миллионов долларов за 32 секунды. Впрочем, успех ICO не отменяет сомнений в перспективах проекта.
Что такое Base
Разрабатываемая на блокчейне поисковая платформа BASE соединяет напрямую рекламодателей и интернет-пользователей. Стартап амбициозно заявляет, что готов потеснить крупных игроков на рынке рекламы, а именно: Google, Facebook и Amazon, которые выступают посредниками между пользователями и бизнесом. Эту систему в BitClave Active Search Ecosystem хотят сломать.
Пользователи BASE смогут полностью контролировать доступ к своим персональным данным и выборочно делиться информацией о себе и своих поисковых запросах с брендами. В свою очередь компании будут платить пользователю напрямую за предоставленную информацию и возможность показать ему рекламное предложение, соответствующее поисковому запросу.
«Блокчейн — не просто технология, это участник процесса, — поясняет концепцию ведущий разработчик BitClave Антон Буков. — Он логично встраивается в процесс взаимодействия всех участников системы и решает их задачи. Блокчейн запускает новый сценарий коммуникаций, который должен быть финансово выгоден всем сторонам. На рынке интернет-рекламы есть три основные проблемы: сложное и не всегда прозрачное ценообразование, использование ботов, что, по сути, является мошенничеством, и далекий от идеального таргетинг. Блокчейн позволяет эти проблемы решить».
Как это устроено
Рекламодатель покупает на криптобирже токены BitClave, чтобы размещать свои рекламные объявления в блокчейне. Для рекламодателя BASE — это единый кабинет для управления рекламными сетями и бюджетами. Рекламодатель выбирает рекламные сети, с которыми хочет работать, и может оперативно перераспределить бюджет. Все — в режиме одного окна.
Рекламная сеть имеет возможность просматривать все объявления в блокчейне и показывать их пользователю. Сеть сообщает блокчейну, что пользователь кликнул по объявлению, блокчейн проводит проверку и, если информация подтверждается, выплачивает токены рекламной сети и пользователю. Если блокчейн замечает, что клик совершен ботом, рейтинг рекламной сети падает. Так система борется с фродами.
Пользователь регистрируется на сайте, блокчейн идентифицирует его, затем пользователь заполняет форму. Чем больше данных он о себе предоставит, тем больше токенов сможет получить за просмотры рекламных сообщений. Для этого ему придется только завести личный криптокошелек и научиться менять токены на фиатные деньги. Пользователь заинтересован добровольно предоставлять личные данные, следовательно, рекламодатель может делать более точное таргетирование. Полученные за данные токены пользователь может продать через биржу — таким образом в конечном итоге система обеспечивает покупку рекламодателями персональных данных клиентов.
Тревожные сомнения
«Чтобы все получилось, необходимо, чтобы в новую систему перешла «критическая масса» пользователей, а за ними — и рекламодателей, — комментирует коммерческий директор маркетинговой платформы Rookee Александр Алексеев. — Это потребует огромных инвестиций и/или очень креативных решений в PR. Вопросы также вызывает, как будет обеспечен показ рекламы именно целевой аудитории. Такая точность таргетинга и степень персонализации потребуют огромных объемов данных о пользователях и вычислительных ресурсов для их быстрой обработки».
Об этой проблеме знают и сами создатели BitClave. Реализация проекта займет время и потребует от компании новых технологических решений.
«В дальнейшем мы планируем поменять платформу, — говорит Антон Буков. — Нам нужно осуществлять большое количество транзакций в минуту, Эфириум же сможет обеспечить нужную скорость только через несколько лет».
А вот вовлечение в технологию критической массы пользователей и рекламодателей, вероятно, произойдет быстрее, чем могут ожидать игроки рекламного рынка. Интерес к технологии блокчейн и криптовалютам растет во всем мире. И Россия не исключение.
«Если посмотреть статистику роста количества кошельков, например, только самого популярного биткоин-кошелька blockchain.info, мы увидим, что в 2016 году кошельков было 9 млн, а в 2017 — уже 17 млн, — делится наблюдениями старший блокчейн-аналитик BANKEX Антон Кархов. — Только на неделе с 9 по 15 октября и только через сервис Localbitcoin, который занимает максимум 10% рынка, на 734 млн рублей были куплены биткоины».
«Главный вопрос, который должны задать нам рекламодатели: как мы обеспечим прозрачное ценообразование, ведь после ICO стоимость токена будет регулировать рынок, — говорит Антон Буков. — Цены за клик привязаны к курсу доллара; возможно, когда-нибудь они будут зависеть от курса биткоина или другой криптовалюты, но это случится не завтра. Если на бирже растет стоимость токена BitClave, то увеличивается его покупательская способность: условно, за один токен можно будет купить не 10, а 20 кликов».
BitClave создан на платформе Эфириум, токены стандарта ERC20 поддерживают практически все кошельки, работающие с эфиром.
Также непонятно, как будет решаться вопрос с законодательством по персональным данным с каждой страной отдельно, ведь это огромный пласт работ.
«Монополия по трафику сейчас у Google, Facebook, Amazon — они не дадут новому сервису, будь он на блокчейне или нет, собрать достаточную аудиторию для того, чтобы он был интересен рекламодателям, там цифры с девятью нулями по численности аудитории, — считает CEO Linkprofit Дмитрий Юхневич. — К тому же кому нужна еще одна поисковая система? Сейчас трафик переходит в мобильные телефоны и мессенджеры. Персонализация рекламы успешно решается уже Facebook и родственными сервисами, но там есть данные о пользовательском поведении, на котором и базируется таргетинг. Мы как операторы в performance marketing знаем о масштабе фрода очень хорошо, и мы уже представили себе гигантские мошеннические фермы в Бирме, которые имитируют поведение пользователей, которые разрешают показать им рекламу. Надо разделять темы хайповые и действительно работающие, и путь от ажиотажа до работающих технологий — достаточно велик».
Автор: Мила Кретова