$13,7 млрд — такой объем инвестсредств смогли собрать по всему миру на ICO 537 криптовалютных проектов только лишь за первое полугодие 2018 г. Как подсчитали в PwC, по сравнению со всем прошлым годом сумма сбора выросла сразу вдвое. Увеличилась и средняя сумма, собираемая через ICO: сейчас она составляет $25,5 млн. Вместе с тем растут инвестиционные риски участников процедуры, устоявшееся регулирование которой по-прежнему отсутствует. Так, по данным Satis Group, 78% ICO в 2017 г. оказались на проверку скамом и мошенничеством. Вернуть доверие к индустрии и в принципе кардинально поменять правила игры на финансово-экономическом рынке могут секьюрити-токены, имеющие реальное обеспечение (например, капиталом компании), при этом заметно упрощающие сбор средств по сравнению с процедурой IPO. В этом уверен японский криптоинвестор, CEO компании Golden Paper Рику Онума.
Сегодня его компания занимается консалтингом на рынке ICO, при этом не только помогает грамотно позиционировать проект, но и обеспечивает поддержку в рамках технических, финансовых и юридических процессов на всех стадиях процесса, включая выход на биржу. В числе проектов, с которыми работает компания, — израильская платформа по борьбе с кибермошенничеством MyShield, а также 2Key, развивающий блокчейн-платформу для запуска реферальных кампаний в интернете с возможностью монетизации. Рику Онума также является владельцем бизнеса в традиционной сфере: компания H2O занимается digital-пиаром крупных японских корпораций, включая Sony и Seiko. В Россию Рико Онума приехал по приглашению компании Doctor Smart, развивающей сервис удаленных медицинских консультаций на блокчейне и искусственном интеллекте. «Инвест-Форсайт» побеседовал с японским инвестором о будущем инвестиций в криптовалюту, роли секьюрити-токенов на рынке и настроениях японского крипторынка.
— Господин Онума, ваша компания помогает проведению ICO. Это востребованный бизнес?
— Да, востребованный, ведь ICO — это сложный и разнообразный процесс. Бывает, что есть великолепное видение проекта, но у основателя компании не хватает опыта. Или, наоборот, у фаундера опыта с избытком, но нет понимания — как будет работать криптовалюта в конкретном проекте. Или не хватает знаний, чтобы выбрать правильную биржу для выхода на рынок. Мы же проводим аудит проекта с разных позиций, анализируем стратегию развития, план выпуска токенов, смотрим white paper (а там всегда чего-нибудь не хватает), аудируем веб-сайт и предлагаем свои услуги. Очень часто бывает, что проекты привлекают большой объем инвестиций до выхода на биржу, но затем цена их токена идет на графиках вниз. Мы помогаем этого избежать.
— Как оцениваете проекты, с которыми начинаете работать?
— Я разработал собственную систему оценок с 5 позиций, это наше ноу-хау. Прежде всего стоит оценить «баланс токенов» проекта. На каждом этапе от пресейла до выхода на биржу основатели повышают стоимость токенов, обычно они делают это слишком резко. В итоге клиенты, купившие токены в начале, затем начинают их продавать, и основатели сталкиваются с падением цены. Может быть и наоборот: если цену токена поднимают слишком мало, им никто не интересуется. Здесь должен быть соблюден баланс, тогда токен не упадет после выхода на биржу.
Затем важно оценить, насколько в рамках проекта действительно есть необходимость в токене. Нередко речь идет только о сборе денег. Нужно также изучать экономику токена — как они будут циркулировать на рынке, насколько они соединены с какой-то реальной ценностью. Есть много проектов, которые поверхностно смотрят на это, недостаточно глубоко все анализируют, а потом начинаются проблемы с циркуляцией токенов, их стоимость падает. Важно также знать, на какой бирже проект будет проводить листинг. Если планируется выход на очень популярную биржу, токен могут не заметить, его цена упадет. К тому же сейчас рынок падает, многие инвесторы считают, что не обязательно держать криптовалюту подолгу — в момент выхода на биржу они ее скидывают.
— Как конкретно вы помогаете компаниям?
— Например, объясняю, как выходить на более мелкие биржи, как удержаться на плаву. Предлагаем стратегии — как выходить на биржи и на них закрепляться. Мы создаем, если есть необходимость, смысл для токена в рамках проектов, чтобы без токена проект не мог работать, помогаем соединить токен с реальной ценностью. Ну и, конечно же, занимаемся маркетмейкингом. То есть предлагаем решения, чтобы после выхода на биржу цена на токен медленно, но верно росла. Как мы этом делаем? Это наша тайна и ноу-хау.
— Когда появилась ваша компания?
— Не так давно: Golgen Paper заработала в мае 2018 г. Но я и до этого занимался разработкой криптовалют, у меня было много взаимодействий с разными криптовалютными проектами.
— Как сейчас в Японии относятся к криптовалютам, к ICO?
— В Японии сейчас очень полярная ситуация. Часть людей на рынке настроена очень скептически и к воображаемым валютам относится неприязненно. При этом многие компании, которые не имели отношения к блокчейну, переходят на блокчейн и начинают им пользоваться.
— Популярно ли в Японии инвестировать в криптовалюты?
— Да. Конечно, все хотят вкладываться в криптовалюту. И обычные люди, и специализированные компании — все хотят.
— Как японские фаундеры структурируют ICO?
— В Японии ICO по закону проводить нельзя, но на деле есть много лазеек, как все сделать. Среди способов легального проведения — регистрация токен-эмитента в Гонконге, так делают чаще всего. Но можно работать, и зарегистрировав компанию в Японии. Просто вместо продажи токенов предлагают, например, сертификаты на их безвозмездную передачу или на оказание каких-либо услуг. Это часть существующих лазеек. После того как проекты выходят на биржу, токены, конечно, можно покупать, как и биткоин с эфиром, но до этого — нет. Однако в Японии есть множество способов купить токен до выхода на биржу, сделав все так, чтобы не нарушать закон. Допустим, вы покупаете бутылку оливкового масла за миллион йен, а токены вам дарят вместе с покупкой. Юридически вы купили оливковое масло, а не токены на пресейле.
— Сколько стоят ваши услуги?
— Наши цены довольно высоки для Японии, но многое зависит от набора услуг, которые будут оказаны. К тому же каждая страна имеет свои финансовые обстоятельства, поэтому в зависимости от страны, в которой мы работаем, условия могут меняться, это вопрос договоренностей. Я вообще больше люблю поддерживать интересные проекты, чем получать деньги.
— Чего ждете от курса биткоина?
— Думаю, биткоин будет падать еще некоторое время. Надо подождать с вложениями.
— Во что инвестировать сегодня: в ICO или в криптовалюты?
— Я обычно нахожу интересные токены и проекты и вкладываюсь в них. Но тут важен отбор. На мой взгляд, дело не в известности токенов или команд, которые их делают. Даже если они известны, можно очень на многом споткнуться. Многие покупают токены известных команд и проектов, не обращая внимания на скользкие места. Главный вопрос, который стоит задавать, — с каким продуктом связан токен, зачем он запущен в рамках проекта. Такой подход — единственный способ получить выгоду, заработать. Например, токены проекта Mithril в мае вышли на биржу, сейчас в них не надо вкладываться, но в самом начале токен мне понравился, я вложился в него на пресейле. В итоге я продал его в 20 раз дороже. Таких проектов много, я их постоянно ищу.
— В какие токены сегодня стоит инвестировать?
— В мире растет спрос на секьюрити-токены. Недавно криптобиржа Binance выпустила токен, и, думаю, это будет очень крутой проект. Сейчас большинство компаний имеют дело с акциями, но в будущем, я уверен, токены вытеснят акции. Потому как процесс выпуска токенов очень прост, а инвестор все равно получит свой результат. Я думаю, главное, что сейчас в мире происходит, самое новое веяние — это рост спроса на секьюрити-токены.
— То есть вы верите в токенизацию физических активов?
— Да, конечно. Секьюрити-токен — аналог акции, на мой взгляд. Такой токен обеспечен долей дохода, выручки компании. Я думаю, именно такие токены будут максимально распространены в будущем.
— Ждут ли русских инвесторов в криптопроекты в Японии?
— Русских инвесторов еще очень мало знают на японском рынке и не думают об их активном привлечении. Сейчас мы больше работаем с Филиппинами, Гонконгом, Сингапуром, Южной Кореей, Китаем. Но, на мой взгляд, имеет смысл расширять локальные рынки, выводить локальные проекты на глобальный рынок, чтобы японские проекты присутствовали не в Японии, а российские — не только в России. Это одна из целей, ради которых я приехал в Россию. Наша компания готова стать если не окном, то как минимум форточкой для инвесторов из России в японские проекты, так же, как для российских проектов, рассчитывающих на поддержку японских инвесторов.
Беседовала Ольга Блинова