• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Стартапы

Робот-кладовщик пришел в e-commerce

Роботы-кладовщики Kiva экономят Amazon до 20% операционных расходов каждого из складов корпорации – это около $20 млн в год. В России роботизация складских помещений пока не стала трендом у интернет-магазинов, однако компании уже тестируют в том числе отечественные решения для автоматизации складских операций. Первые пилоты рассчитывает запустить в следующем году российский стартап «Киберсклад» – компания ведет переговоры с Wildberries и «Эльдорадо».

Система goods-to-man

От 40 секунд до минуты – столько требуется при комплектации заказа работнику склада для того, чтобы подойти и взять нужный товар на стеллаже, и это в лучшем случае, рассказывает коммерческий директор и сооснователь компании «Киберсклад» Сергей Симонов. Автоматизированная система, которую придумал и развивает стартап для интернет-магазинов, позволит тратить на аналогичную операцию лишь 6 секунд – вместо человека по складу будет перемещаться робот, более быстрый и точный.

«Потребность в таком решении сегодня действительно есть, когда человек замещается роботом на этапе самой низкоквалифицированной работы, экономика процесса очевидна», – объясняет Сергей Симонов.

Система «Киберсклад» позволяет укомплектовать помещение склада «под ключ» – она состоит из мобильного робота, станции комплектации заказов, стеллажей, ограждения с системой контроля периметра и автоматизированной системы управления. На самом деле она не подразумевает тотального исключения человека из рабочего процесса. Финальной комплектацией заказа по-прежнему будут заниматься люди, а вот товар им будут доставлять роботы непосредственно на стеллажах (формат goods-to-man). Так можно исключить перемещения комплектовщика по складу, а он составляет до 90% рабочего времени. Этап комплектации также автоматизируют – задействовать хотят технологию pick-by-light, когда ячейку с нужным товаром для оперативности выбора подсвечивают. А АСУ «Киберсклад» поможет оптимизировать размещение товара на стеллажах, что в итоге повысит производительность роботизированного склада более чем на 50%. Ну и, конечно, роботы будут обходиться дешевле людей.

«Владение нашим роботом составит 150 тысяч рублей с амортизацией, а ФОТ сотрудника – это минимум полмиллиона рублей», – говорит Сергей Симонов.

Ставят на e-commerce

Основатели проекта Владимир Соколенко и Сергей Симонов работают над роботизированной системой «Киберсклад» с 2016 г. В 2017 г. компания получила статус резидента «Сколково». Кстати, у генерального директора компании Владимира Соколенко уже был релевантный опыт – он занимался роботизацией складов «Утконоса». Проект участвовал в акселераторе МТС «Телеком Идея», а также в крупнейшем акселераторе страны GenerationS, запущенном РВК.

Пока стартап предполагает работать с интернет-магазинами, однако в будущем решение смогут применять и логисты. Команда присматривается к использованию своей системы и в промышленности – идея родилась по итогам участия в GenerationS, сейчас прорабатывается техзадание от «ОДК-Сатурн» на создание транспортно-накопительной системы для автоматизированного производственного участка. Пока у стартапа есть имитационная модель роботизированного склада, с ее помощью можно определить оптимальный алгоритм и конфигурацию системы для заказчика, ее стоимость и потенциальный экономический эффект. Есть и прототип робота: он перемещается со скоростью 2 м/с по специальным меткам на полу, грузоподъемность составляет до 500 кг.

Будущее проекта, конечно, зависит от инвестиций – на ближайшие 3 года потребуется около 150 млн рублей. Основатели уже вложили в проект около 10 млн рублей, удалось выиграть и несколько грантов, в том числе от «Сколково» (1,5 млн руб.). Сейчас у проекта есть инвестор, идут переговоры с одним из российских инвестфондов. Если все получится, к концу года появится прототип системы «Киберсклад», а в первой половине 2019 г. пойдут пилоты. Производство проекта планируют развернуть в Тверской области. Стоимость системы может составить 20-25 млн рублей для склада, который обрабатывает за сутки 2-3 тыс. заказов; окупиться она должна за 2,5 – 3 года.

Дорого, но перспективно

Роботизация складов и использование аналитических ИТ-систем для оптимизации размещения товаров на складах – неизбежный тренд индустрии, как торговой, так и складской/логистической, согласен руководитель департамента мобильных решений для бизнеса Panasonic Россия Олег Гайдаенко.

«Как B2B-, так и B2C-заказчики ожидают от поставщиков постоянного улучшения уровня сервиса, снижения цен, сокращения сроков поставки, а также возможности отслеживания индивидуального заказа на всех стадиях обработки», – говорит Олег Гайдаенко.

Потенциально для решения от «Киберсклада» открывается большой рынок, а главная надежда  на ритейл, который остро нуждается в автоматизации складских площадей (растут в 20-30% в год).

«Решения, которые способны сократить стоимость обслуживания складов и ускорить обработку заказов, имеют высокий потенциал для развития», – считает директор корпоративного акселератора GenerationS Екатерина Петрова. К тому же, уточняет она, технология «Киберсклада» сильнее конкурентов по скорости роботов и точности сборки.

Чтобы оставаться конкурентными, компании попросту обязаны оптимизировать работу складов за счет ИТ-систем и «роботов». Другое дело, что речь идет о компаниях с достаточным оборотом, где оптимизация будет иметь явный экономический эффект в среднесрочном периоде и долгосрочном периоде, уточнят он.

«Технологические складские решения необходимы, они помогают упорядочить и ускорить складскую обработку, минимизировать дорогостоящий ручной труд», – согласен коммерческий директор СДЭК Максим Толстобров.

Он напоминает, что зарубежные игроки уже используют такие решения, а китайская Shentong (STO) Express на складах и вовсе заменила людей роботами, сэкономив примерно 50% ФОТ и на 30% ускорив сортировку и отправку грузов. Точечные роботизированные решения есть и в России. Однако решение «Киберсклада» слишком дорого, чтобы у компаний вставал вопрос – нанять работника или вложиться в робота, считает он, да и речь идет о системах, которые нуждаются в доработке.

Не согласен с доводами о дешевой рабочей силе директор сети магазинов StreetStory Андрей Шевцов.

«Для бизнеса эффективнее вложиться в технологию, чем тратить деньги на оплату низкоквалифицированного, но отнюдь не дешевого труда», – полагает Андрей Щевцов.

Пока о решении от «Киберсклада» можно рассуждать только теоретически, отмечает председатель совета директоров курьерской службы «МаксиПост» Денис Иванников, у которого также есть амбициозные планы по консолидации логистического рынка. Но направление поиска – правильное и перспективное, считает он.

Система в России действительно должна показывать большую производительность по сравнению с импортными аналогами именно из-за низкой стоимости рабсилы, согласны в «Киберскладе». Здесь уже работают над совершенно новым решением, которое повысит производительность. Разработчики хотят предложить новую систему ориентации робота в пространстве склада, что увеличит скорость его передвижения (подробности проект пока не раскрывает, возможно, будут использованы лидары). Также роботы смогут служить долго, около 10 лет – их снабдят системами контроля остаточного ресурса основных узлов, что позволит вовремя проводить сервисное обслуживание, не дожидаясь аварий.

«После демонстрации системы в работе у заказчиков просто не останется выбора. Да и выбирать будет особо не из чего – зарубежные игроки на наш рынок придут нескоро», – резюмирует Сергей Симонов.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...