ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Роскомнадзор vs Google и Apple: кто победит?

Марчел Кырлан

Марчел Кырлан

Старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт-аналитик цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор»

В течение последних нескольких лет в средствах массовой информации все чаще встречаются высказывания чиновников о рисках для государственной безопасности присутствия на российском рынке таких зарубежных компаний, как Google, Apple и др. В качестве аргументов в пользу ограничения их деятельности в России приводятся утверждения о вероятном сотрудничестве иностранных компаний со спецслужбами других стран и похищении персональных данных. Борьба с Google и Apple позиционируется как необходимая мера, продиктованная интересами российских пользователей. Противники подобных инициатив обращают внимание на популярность сервисов вышеупомянутых компаний и права граждан на свободный доступ к источникам информации, гарантированные Конституцией РФ. Сегодня мы постараемся разобраться, чем грозят штрафы и блокировки сервисов российским пользователям и какими будут последствия для отечественного рынка.

Динамика событий

После прихода Google и Apple на российский рынок представители власти неоднократно заявляли о необходимости внедрения инструментов контроля над деятельностью иностранных корпораций, но эти инициативы не находили поддержки ни среди населения, ни среди законодателей. Периодически компании получали штрафы, но в целом это не влияло на их деятельность. К примеру, одно из взысканий было назначено за неудаление запрещенного контента по требованию Роскомнадзора в 2019 году.

Ситуация радикально изменилась в 2020 году, когда был заблокирован канал «Царьград» Константина Малофеева на YouTube (видеохостинг принадлежит Google). У ответчика блокировку объяснили исполнением санкций, введенных США против российского миллиардера. В ответ Малофеев подал иск в Арбитражный суд Москвы и добился в апреле 2021 года признания блокировки незаконной. Суд постановил разблокировать канал или же выплатить прогрессивную судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения с увеличением суммы в два раза каждую новую неделю. По приблизительным подсчетам, сумма неустойки через 7 месяцев уже достигла $1,57 трлн (117 трлн руб.), что сопоставимо с рыночной капитализаций Google. На данный момент ни российский филиал, ни вся корпорация не имеет физической возможности выплатить штраф.

Ситуация усугубилась после ограничения доступа к материалам других каналов (НТВ, «Россия 24», ТВЦ, RT, Sputnik и др.). Помимо штрафов, российские парламентарии начали подготовку новых законов, направленных на борьбу с политически окрашенной цензурой в социальных сетях и на видеохостинге. Напомним, что до этого в 2015 году вступил в силу закон, обязывающий интернет-компании хранить личные данные пользователей на территории. С 2022 года начнет действовать закон, обязывающий корпорации регистрировать на территории России юридическое лицо.

Ужесточение требований, штрафы и санкции в 2020–2021 годах повлияли на политику интернет-компаний. К примеру, после того как Роскомнадзор пригрозил замедлением работы в случае отказа удалять запрещенные материалы Twitter, Facebook и другие компании начали чаще выполнять требования. Согласно статистике, в мае этого года рекордсменом по невыполнению требований оставался Google (не удалял от 20% до 30% ссылок). В Twitter этот показатель не достигал даже 10%.

По мере приближения выборов в Госдуму давление начало усиливаться. Сначала Роскомнадзор утвердил маркировку на запрещенные ссылки в иностранных поисковиках. Затем, 2 сентября, ведомство потребовало от Google и Apple ограничить доступ к приложению ФБК. 14 сентября в московский офис Google пришли судебные приставы в связи с невыполнением требования не упоминать о т.н. «умном голосовании». Параллельно интернет-компаниям начисляют огромные штрафы размером в десятки миллионов рублей согласно закону, разрешающему штрафовать нарушителей на сумму до 20% от выручки.

3 сценария дальнейшего развития ситуации

  1. Оптимистичный. Подсчитав возможные потери, российская власть примет решение отказаться от назначения ответственности в отношении Google, Apple и их дочерних компаний с российского рынка. Назначенные ранее штрафы будут отменены, а корпорации согласуют свою деятельность с требованиями законодательства. Например, откроют представительства в России и выполнят другие условия, не противоречащие их принципам и бизнес-модели.
  2. Нейтральный. Российские власти будут использовать мягкую силу. У предпринимателей, самозанятых и обычных пользователей сохранится доступ к продукции Google и Apple. Назначенные штрафы отменят, а часть требований будет пересмотрена. Периодически в Государственной Думе Российской Федерации будут рассматриваться инициативы по установлению законодательных запретов деятельности компаний на территории России, но предпринимать конкретных шагов органы исполнительной власти не будут. Вопрос окончательного запрета и санкций в отношении Google и Apple будет отложен на неопределенный срок.
  3. Пессимистичный. Органы исполнительной власти потребуют немедленной оплаты огромных штрафов. После получения отказа имущество компаний на территории России будет арестовано, а дальнейшая деятельность станет экономически нецелесообразной и юридически невозможной. Российские пользователи потеряют доступ к продуктам Google и Apple и постепенно перейдут на отечественные аналоги. Доля пользователей, использующих обходные пути, будет незначительной.

Потери сторон в случае продолжения конфликта

Компании Google и Apple занимают ведущие позиции на мировом рынке в своих сегментах. Основные доходы они получают от видеохостинга (YouTube принадлежит Google) рекламы, поисковых систем, приложений, облачных сервисов и продажи гаджетов. Прибыль компаний от деятельности в России имеет небольшой вес в структуре доходов. К примеру, в прошлом году чистая прибыль Google на отечественном рынке составила 1,73 млрд руб. (около $23,5 млн). В то же время чистая прибыль по всему миру в 2020 году достигла $13,795 млрд. Аналогичная ситуация наблюдается и у Apple. Российский рынок важен для компаний, но даже в случае полной блокировки их деятельности они не понесут катастрофических убытков.

Потери государства в этом противостоянии будут минимальными. Во-первых, российские власти уже давно последовательно реализуют стратегию перехода к отечественным аналогам иностранных интернет-продуктов. Например, за переход с YouTube и других видеохостингов на RuTube блогеры сегодня получают дотации. Единственное препятствие на пути к полному переводу российских пользователей на отечественные платформы и сервисы — наличие альтернативы. А вот в условиях отсутствия конкуренции переход станет вопросом времени. Во-вторых, в случае внезапной блокировки основные издержки понесут пользователи, а не государственные структуры, уже давно перешедшие на отечественные продукты. Возможные иски в международные суды особых перспектив также иметь не будут.

В случае полной блокировки продуктов компаний обычные пользователи рискуют потерять доступ к технике, сервисам и программным решениям указанных компаний. Наибольшие потери грозят представителям бизнеса и самозанятым, реализующим свою деятельность в социальных сетях. Поэтому им необходимо уже сейчас рассчитывать все риски, связанные с использованием иностранных продуктов, и готовить запасные варианты.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Вам понравился этот текст? Вы можете поддержать наше издание, купив пакет информационных услуг
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья