На международный форум «Открытые инновации» корпорация «Роснано» привезла первого русского единорога — производителя графеновых трубок OCSiAl Юрия Коропачинского. Еще один единорог ждал участников форума на стенде Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано» — автором одноименной скульптуры стал мастер с мировым именем Даши Намдаков, использующий в творчестве инновационные материалы и техники. Секретный состав патины с использованием нанотехнологий позволяет скульптурам Намдакова — посетителям также показали работы «Минотавр» и «Энергия» — сиять и не бояться внешних погодных условий. Присутствие новых техник из мира искусства (концепция стенда получила название NANOart, а соорганизатором выступила Frida Project Foundation) на форуме, посвященном, казалось бы, принципиально иным сферам, — не случайное совпадение. Именно таким способом можно быстрее проложить дорогу технологическим инновациям в реальный мир.
Дополни свою реальность
Искусство сегодня и правда переживает настоящую технологическую революцию — нейросети уже создают картины, продающиеся не хуже традиционной живописи, а арт-дилеры всерьез рассматривают технологию распределенных реестров для решения проблемы подлинности на рынке искусства. Главную роль обещает сыграть технология дополненной реальности, которая изменит как саму работу художника, так и природу создаваемых арт-объектов. С технологией посетителей подробнее знакомили работы художника-инноватора Алексея Андреева, созданные на стыке Art&Science и Art&Technology, а также лекция, которую прочел на выставке мастер.
Сам Андреев одним из первых в России около четырех лет назад применил технологию дополненной реальности при создании произведений живописи. До этого художник занимался живописью цифровой — к примеру, его концепт-арты легли в основу мультипликационного фильма Георгия Данелия «Ку! Кин-дза-дза», а на работы по мотивам произведения братьев Стругацких «Пикник на обочине» обратил внимание голливудский режиссер Алан Тейлор, которого в России знают по работе над лентой «Игра престолов».
Пройдет совсем немного времени, уверен Алексей Андреев, и люди будут жить не только в мире материальных объектов, но смогут видеть и объекты виртуальные, которых в природе не существует.
«Представьте себе, что вы видите на выставке не картины, а лишь таблички с их описанием. Вы наводите на таблички телефон и уже видите картины», — объясняет Алексей Андреев.
Это, кстати, удобно и с точки зрения организации выставки — вся она весит не больше килограмма, не требует сложной логистики и страхования. К тому же выставки с дополненной реальностью могут проходить практически на любых площадках, роль которых уже исполняют не только музеи и галереи, но и городское пространство. Так, минувшим летом арт-проект Андреева «Плотность пустоты» в городе Хвалынске (Саратовская область) позволил погрузиться в пространство дополненной реальности всем горожанам.
«Мы захватили этот город, родину художника Петрова-Водкина, — говорит Алексей Андреев. — Мы вышли из пространства галерей и музеев и оклеили центр города табличками с названиями художественных работ. Люди ходили и разглядывали эти работы со смартфонами».
Поверх барьеров
Принято считать, что технологический прогресс лишь усложняет межличностную коммуникацию. Экспозиция «Роснано» скорее доказывала обратное — дополненная реальность обещает произвести коммуникационную революцию в искусстве, сократив дистанцию между художником и зрителем.
В том числе этому будет способствовать развитие гаджетов.
«Пока для общения с дополненной реальностью мы используем смартфоны, но скоро дело дойдет до очков с дополненной реальностью, а затем и контактных линз», — полагает Алексей Андреев.
Безусловно, на пути AR-технологии есть множество барьеров — очки дополненной реальности стоят слишком дорого, чтобы стать массовым продуктом, ограничен и их функционал. Затруднения создает емкость аккумуляторов, которая не позволяет долго находиться в пространстве смешанной реальности. Подводит и разрешающая способность дисплея — пока человеческий глаз излишне устает от нестабильности и размытости виртуальной картинки.
А чтобы поддерживать большие объемы трафика для передачи контента в режиме реального времени без задержек, потребуются сети 5G. Однако, уверен художник, это решаемые проблемы.
«Все придет к тому, что очки дополненной реальности будут продаваться в салонах сотовой связи, как сегодня телефоны и планшеты», — говорит Алексей Андреев.
Перейти с технологиями на «ты»
В том числе на выставке демонстрировались дизайнерские костюмы с использованием 3D-принтинга и AR, а также инновационные украшения — стоило навести на колье смартфон, как оно превращалось в рой порхающих бабочек. А перформанс на тему возобновляемой энергетики провела художник Маша Лам — на протяжении многих часов одна из основателей арт-группы HOUDINI создала художественное произведение на фрагменте лопасти ветрогенератора, покрывшегося к финалу пчелами и бабочками.
Как уточняет руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано» Сергей Филиппов (читайте его колонку об умных городах для «Инвест-Форсайта» — ред.), для неподготовленного пользователя технологические инновации зачастую трудно различимы. Однако именно они кардинальным образом меняют «материальную» изнанку повседневности. В том числе благодаря нанотехнологиям сегодня создаются новые уникальные материалы с предсказуемыми свойствами, запрограммированными на уровне молекулярных цепочек.
«Нас часто упрекают в том, что нанотехнологии нельзя увидеть. Но совершенно очевидно, что в современных материалах, в системах освещения, транспорте, покрытиях используется огромное количество нанотехнологий. Это не всегда просто понять, поэтому мы решили показать при помощи образов, как меняется окружающий нас мир благодаря нанотехнологиям. И попросили помочь в этом художников», — объясняет Сергей Филиппов.
При помощи искусства получится справиться и с распространенной в обществе технофобией, в том числе в отношении наноматериалов.
«С помощью методов современного искусства мы хотим показать, что единственный верный способ перейти на иной уровень развития — использовать нанотехнологии», — уверен Сергей Филиппов.
Но главное — при помощи современного искусства корпорация рассчитывает наладить коммуникацию с представителями поколения Z, ведь именно им предстоит все чаще сталкиваться с применением нанотехнологий в реальной жизни.
«Для них они должны стать дружелюбными и нормальными, они не должны их воспринимать как чужеродные вирусы, с которыми надо бороться. Наоборот, новые технологии создают комфорт, экономят наше время и позволяют развиваться», — резюмирует Сергей Филиппов.
Автор: Ольга Блинова