В Китае, Великобритании и Канаде ждут российские органические овощи, зерновые и бобовые культуры. Однако, по данным Союза органического земледелия (СОЗ), заказы на экспорт «зеленой» сельхозпродукции Россия может удовлетворить сегодня лишь на 5%, а на внутреннем рынке 90% «органики» — импорт.
Россия на пути в «Зеленый клуб»
Как отмечает директор управления проектами СОЗ Яков Любоведский, масштабное исследование рынка и опрос сотрудников торговых представительств и атташе стран, которые входят в топ-20 потребителей органических продуктов — Китая, Великобритании, Дании, Канады, показывают заинтересованность Европы и Азии в поставках экологически чистых продуктов из России. Так, в Союз органического земледелия поступают заказы от трейдеров Италии, Нидерландов, Канады, Франции, Германии. Яков Любоведский уверен: нашей стране под силу откусить от мирового рынка 10-15%. Минсельхоз оценил объем продаж продуктов органического сельского хозяйства в мире в $81 млрд и спрогнозировал ежегодный рост на уровне 5-10%. В «Международной федерации движения за органическое сельское хозяйство» приводят бо́льшие цифры: к 2020 году глобальный органический рынок превысит отметку в $220 млрд.
Больше других идеей здоровой, вкусной пищи увлечены скандинавы — почти треть представленной на полках магазинов аграрной продукции произведена без применения ГМО и излишней «химизации». В Германии на organic-food приходится 10%, в США — около 5%. Однако развитие европейских и азиатских рынков ограничивается отсутствием подходящей земли.
С посевными площадями в России все гораздо лучше, при этом по числу органических полей, как говорится в докладе FiBL, Россия занимает только 22-е место — есть куда расти.
Тем не менее, Союз органического земледелия прогнозирует рост экспортного потенциала к 2020 году в два раза — до $250 млн (сейчас за границу поставляется продукции на $120 млн в год), а число игроков рынка, имеющих международную сертификацию, увеличится в 3-4 раза. Рост обеспечит в первую очередь органическое растениеводство. В этой отрасли российские аграрии смогут существенно нарастить выручку за счет поставок сырья за рубеж для дальнейшей переработки. Наценка на экспортную органическую сельхозпродукцию по сравнению с традиционной составляет в среднем 60-100%. Наиболее востребованы, по данным Союза, поставки пшеницы, кукурузы, семян и жмыха подсолнечника, коричневого льна, кунжута, сои…
По данным СОЗ, в России по международным стандартам сертифицировано около 70 производителей «чистой» продукции. Больше всего (39 хозяйств) заняты в сфере растениеводства, девять в животноводстве, два агропредприятия — в переработке. Преимущественно это некрупные фермеры с земельными наделами до 1,5 тыс. га, многие из них расположены в Крыму. Однако, как подчеркивают в СОЗ, в статистику попадают лишь те фермеры, которые заявили о себе сами. Есть аграрии, производство и продукция которых сертифицированы западными компаниями, и свой статус они не афишируют.
Примечательно, что на востоке страны, в Приморье и Хабаровском крае, появляются игроки, получившие сертификаты «чистоты» продукции из Поднебесной.
Органично ли «органическое»?
Развитие внутреннего рынка, по мнению аналитиков СОЗ, упирается в отсутствие сертификации органической продукции. Четкого определения «органичности» продуктов в законе пока нет. Президент страны Владимир Путин еще в апреле обратил внимание профильного министерства на то, чтобы законотворчество в сфере органического земледелия ускорилось.
Предполагается, что закон разрешит использовать словосочетание «органическая продукция» только тем, кто докажет, что вся система производства соответствует ГОСТу. Данные о сертифицированных производителях должны быть помещены в открытый реестр, по аналогии с нормами Евросоюза. При этом полки наших магазинов изобилуют продуктами с маркировкой «эко», «био», «органик». В Минсельхозе признают, что более чем в 90% случаев продукция только заявляется как органическая.
Действительно, органические продукты в Россию импортируются главным образом из ЕС. Точных статистических данных нет, но СОЗ полагает, что на импорт приходится 90% сертифицированной продукции в России. Основной рынок сбыта — Москва и Санкт-Петербург, где потребителей не останавливает высокий ценник на полезные продукты.
Совсем «зеленые» стартапы
С тем, что спрос на органику ограничивается низкой покупательской способностью россиян, готов поспорить основатель агростартапа Eco Green House Владимир Макаров. Он уверен, что дороговизна органических продуктов — маркетинговый ход ритейлеров, которые рассчитывают, что люди будут готовы заплатить уже только за премиальность продукта в 5-10 раз больше, чем он стоит на самом деле.
«Если выстроить грамотную систему сбыта, то органические продукты будут доступны огромному числу жителей страны, — говорит Владимир Макаров. — Давайте посчитаем: в России объем рынка томатов и огурцов составляет $15 млрд в год, причем только 50-70% овощей мы производим сами. Доля органических продуктов на полках магазинов в России сейчас составляет 0,1%, или $15 млн, при потенциальном спросе на минимум 10% (в Европе в среднем — 30%), то есть потенциальный объем рынка в РФ только томатов и огурцов $1,5-5 млрд».
В Eco Green House уверены, что внутренний рынок готов к потреблению натуральных овощей — рассчитывают на родителей, желающих лучшего для своих детей, приверженцев здорового образа жизни и покупателей продуктов премиального сегмента.
Эксперты уверены: принятие закона может стимулировать появление новых игроков на этом рынке. Отрасль представляет интерес для стартапов на стыке IT и сельского хозяйства. Земледелие в XXI веке должно быть «умным». Таким его видит команда московского проекта Eco Green House, который планирует в ближайшее время начать строительство теплиц особой конструкции с использованием возобновляемых источников энергии. Особенность теплиц в том, что в качестве питательной среды будет использоваться натуральный органический грунт, в то время как большинство фермеров переходят на беспочвенное выращивание овощей с применением жидких удобрений. За поддержание идеальных для каждой культуры условий в этих теплицах будет отвечать искусственный интеллект. Основатели проекта изучили традиционные отечественные аграрные практики и учли опыт фермеров Сингапура и Нидерландов.
«Устройство органических теплиц — процесс сложный и дорогой, — говорит Владимир Макаров. — Государство декларирует помощь тепличным хозяйствам, но на деле процесс получения субсидий и дотаций настолько запутан, что для развития проектов нужны частные инвестиции».
Eco Green House рассчитывает найти средства с помощью краудфандинга: на осень 2017 года намечено ICO. Основатели внимательно изучили юридические аспекты вывода сельхозпроекта на ICO и готовятся к выпуску токенов. Ими будет подтверждаться членство в клубе EGH, что даст преимущества при покупке урожая, в том числе ценовые — купить, например, помидоры можно будет с наценкой всего 25% к себестоимости.
В радужные перспективы стартапа верят не все. Инвестиции в органическое земледелие в России — пока удел энтузиастов, тех, кто запускает проекты на свой страх и риск: как фермер Михаил Шляпников (историю первого русского криптофермера читайте здесь — ред.), члены кооператива LavkaLavka (о стратегии проекта читайте здесь — ред.), сыродел Олег Сирота. Однако в условиях, когда формирование рынка только началось, пионеры имеют важные преимущества в завоевании любви потребителей.
Автор: Анна Орешкина