ENG

Перейти в Дзен
В мире

Русские в Лас-Вегасе: Зачем участвовать в выставке CES

Бизнес вне политики, доказывают российские компании, которые очень успешно выступили на крупнейшей международной IT-выставке в Лас-Вегасе. Выставка CES — крупнейшее мероприятие в США и мире: арена, на которой презентовали свои новинки Apple и другие корпорации. Если сначала там представляли только технологии и технику для быта, то в последние два года Лас-Вегас стал полем инновационной битвы в области автоматов, робототехники, искусственного интеллекта. На CES-2018 почти все российские компании в качестве участников приехали впервые. 

Взлететь без пилота и понять без слов

Семь компаний, преимущественно резидентов фонда «Сколково», были представлены на едином стенде Made in Russia, созданном при поддержке Российского экспортного центра. Среди экспонентов было казанское ОКБ «Авиарешения», разрабатывающее беспилотную авиагрузовую платформу вертикального взлета и посадки SKYF. Это был не единственный образец летающих беспилотников, но российским разработчикам удалось удивить публику и экспертов размером платформы, ее грузоподъемностью (до 350 кг), а также тем, что SKYF может находиться в воздухе 8 часов и пролетать до 350 км. Сценарии применения летательного аппарата различны — от доставки грузов до обработки сельхозугодий.

«Наш дрон может быть использован для тушения пожаров в небоскребах, а ведь в свете бурного развития высотного строительства пожары на верхних этажах — настоящее бедствие. И, как особенно выделяли наши потенциальные партнеры, оригинальное решение на базе SKYF может стать настоящим спасением», — рассказали участники выставки.

По информации компании, значимым результатом CES стало взаимодействие с площадкой для тестирования беспилотных летательных аппаратов в штате Невада и предварительные договоренности c Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) о регистрации аппарата.

Члены команды Neurotrend чувствовали себя в Лас-Вегасе рок-звездами: к стенду, где можно было увидеть программно-аппаратный комплекс «НейроЧат», стояла очередь. С помощью этого устройства люди с речевыми отклонениями могут общаться. Нейрогарнитура, а по сути, маленький электроэнцефалограф, анализирует активность коры головного мозга в момент, когда пациент силой мысли считывает буквы на дисплее, далее система складывает буквы в слова и выводит на экран. Большой интерес к продукту проявляли бизнесмены из Азии и Латинской Америки, а с представителями Чили уже достигнуты предварительные договоренности о запуске пилота. В Канаде российским разработчикам предложили открыть офис, обещая визовую и юридическую поддержку.

Выехать на хайпе

В последние два года не менее трети выставочных площадей занимает павильон, посвященный автомобильной индустрии. CES стал позиционироваться как ключевое мероприятие, где собраны главные инновации в этой сфере. Это, по мнению генерального директора компании Cognitive Technologies Андрея Черногорова, неслучайно.

«На рынке идет сумасшедшая охота за прорывными решениями в сфере беспилотности, — говорит он. — Последний год был хайповым: о желании выпускать беспилотники уже давно заявили все крупнейшие автопроизводители, и теперь, когда прошло время, рынок требует результатов. Однако ничего нового автокорпорации представить не смогли. Эксперты CES говорили о том, что возможности их собственных R&D-центров исчерпаны. В подтверждение этого, в прошлом году мы наблюдали первую волну скупки сторонних решений — было несколько сделок стоимостью до 1 млрд долларов, и ряд инновационных команд растворились в больших корпорациях. Те, кому не хватило стартапов, активно ищут новых малых партнеров. Речь идет об очень больших деньгах — весь мировой рынок можно оценить в 100 млн новых машин по среднему чеку в 15 тыс. долларов, и большая часть этой суммы приходится на производителей компонентов».

Сами Cognitive Technologies в этом году впервые участвовали в CES с экспозицией, а прежде приезжали в Лас-Вегас как зрители. Подготовку к событию начали за восемь месяцев, но, возможно из-за неразберихи у организаторов CES, возможно по другим причинам, получили подтверждение участия только за три месяца до события, то есть собирать экспозицию пришлось в сильно сжатые сроки.

А когда пришло время покупать билеты, возник очередной виток политической напряженности с ограничением в выдаче американских виз. В итоге половина команды сотрудников была вынуждена остаться дома.

Но сама выставка в очередной раз доказала: политика бизнесу — не помеха. За четыре дня пять человек провели примерно 150 встреч, и ни на одной из них даже близко не обсуждались политические вопросы. «Более того, мощную поддержку нам оказала, как ни странно, зарубежная пресса. За несколько дней до CES вышла громкая статья о наших достижениях в The Guardian. Вслед за ней известный зарубежный интернет-портал Guidaautonoma назвал Cognitive Technologies компанией недели, а британская аналитическая компания Softech присудила нам награду «Компания года» как лучшему разработчику искусственного интеллекта для беспилотников», — комментирует Черногоров.

«Интерес к нашим продуктам был очень большим. Мы единственные, кто демонстрировал технологии работы автопилота в реальных условиях: на плохих дорогах и в плохую погоду. Это наше конкурентное преимущество. Предварительно мы запланировали 20 встреч, а их реальное число оказалось в несколько раз больше. Обе переговорные зоны на стенде были загружены постоянно и настолько, что приходилось проводить групповые презентации. Специалисты ведущих автобрендов подтвердили, что такие решения востребованы на большей части территории планеты, — рассказывает Андрей Черногоров. — Интересно, что в Америке большинство встреч мы провели с европейскими коллегами — это отражает пропорции рынка: основные инновации в автомобильной отрасли рождаются именно в Германии. Там держат свои R&D-центры даже азиатские автопроизводители. Много среди посетителей стенда было также китайских и индийских производителей компонентов, а собственно американские компании терялись в их массе».

Как отмечает Андрей Черногоров, для компаний b2b-сегмента подобные международные выставки — та точка, в которую и нужно направлять бюджеты на продвижение. В этом году пройдет около 10 крупных отраслевых мероприятий — в два раза больше чем в прошлом и в три раза больше чем в позапрошлом. В среднем участие в конференциях стоит $2-3 тыс., портфель с презентацией обойдется $15-20 тыс. Однако отправляясь на CES, надо быть готовым к тому, что, в отличие от других международных событий, Вегас выйдет дороже даже не в 2 раза, а в 10.

Инвестиции того стоят. Итог CES для Cognitive Technologies — высокая степень вероятности заключения более чем 20 контрактов, каждый стоимостью не менее $1 млн.

Скучно без российских роботов

Пермский Promobot привез в Лас-Вегас автономного робота нового поколения 4.0 и получил предварительные заказы стоимостью более $10 млн. По оценке представителей компании, в целом в секторе роботов было скучно: по-настоящему прорывных технологий не показывали. Российская разработка, по словам коммерческого директора компании Олега Кивокурцева, заинтересовала Oracle, NASA и Amazon, а одна из арабских корпораций выразила готовность приобрести 500 промоботов для оснащения образовательных учреждений и бизнес-центров. До заключения контрактов говорить об окупаемости стоимости участия Promobot в выставке в Лас-Вегасе в компании не берутся, отмечают только, что история вышла дорогая. Оптимизировать расходы можно было бы за счет объединения усилий самих инноваторов и институтов развития. Многие российские компании узнавали о присутствии соотечественников в рядах участников CES только из прессы. Однако несмотря на отсутствие чувства локтя, выступили вполне успешно и смогли не потеряться на фоне 1500 стартапов из Поднебесной.

«В Лас-Вегасе удалось инициировать общение на высшем уровне с большим числом представителей отрасли, иначе встретиться с потенциальными клиентами и показать им продукт лицом очень сложно, — подчеркивает Андрей Черногоров. — Тем, кому есть что показать на следующей выставке, следует начинать подготовку уже сегодня. Заявок на участие больше, чем мест, и придется доказывать уникальность своего решения организаторам выставки. Принцип «плати и приходи» здесь не сработает. В России есть полугосударственные институты развития, которые предлагают свою поддержку для технологических компаний, но у них очень низкая скорость согласования решений — это тоже надо учитывать».

Автор: Анна Орешкина

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья