ENG

Перейти в Дзен
Инвестклимат, Мнение

Рынок франчайзинга в стадии роста

Павел Фролов

Павел Фролов

Основатель международной сети школ робототехники «РОББО Клуб»

Пандемия заставила людей переосмыслить свои карьерные перспективы. Многие ушли из найма, опасаясь за рабочее место или же в поисках более комфортных, гибких условий труда. Несмотря на то, что в кризис большинство малых и средних предприятий оказалось в убытке, в конце 2020 года каждый третий россиянин заявлял о готовности открыть свое дело, по оценке Минэкономразвития и НАФИ. Все это подстегнуло рынок франчайзинга — начинающие предприниматели понимали, что это возможность запустить собственный проект с меньшими рисками и поддержкой опытной команды франчайзера. 

Фото: depositphotos.com

За последний год наибольшим спросом среди россиян ожидаемо пользовались франшизы в сфере услуг — на них пришлось 48% предложений на рынке, торговли — 26%, общественного питания — 22%. По данным Российской ассоциации франчайзинга, их быстро догоняют франшизы медицинских лабораторий, детских образовательных и развивающих центров, торговых онлайн-площадок, служб доставки и различных дистанционных сервисов.

Даже в условиях экономической нестабильности и локдаунов большинство сетей сохранило своих партнеров почти в полном составе. Были и те, кто сумел вырасти. Число компаний, открытых франчайзи, увеличилось на 7% — до 80 тысяч. Сейчас, по данным franshiza.ru, в России работает около 2780 франчайзинговых предприятий.

Количество занятых в этой сфере тоже увеличилось на 200 тысяч человек — это примерно 1,9% от общего числа работающих россиян. Хотя франчайзи отмечают продолжающийся кадровый дефицит. Участники рынка испытывают сложности с подбором не только квалифицированного персонала, но и работников без опыта.

Франшизы уходят в регионы

Доля франчайзеров в регионах выросла до 71%. Во многом этому способствовали национальные проекты развития малого и среднего предпринимательства, которые предполагают, что субъекты РФ должны инициировать появление региональных франшиз, их акселерацию и вывод их на федеральный уровень.

Так, в Москве сейчас действует программа от Департамента предпринимательства и инновационного развития. Можно частично компенсировать затраты на уплату процентов по кредитам, на лизинг и покупку оборудования, паушальный взнос, роялти, коммунальные услуги размером до 1 млн рублей.

Кроме того, франчайзи могут принять участие в программе помощи малому и среднему предпринимательству на региональном уровне от Минэкономразвития. Она подразумевает в том числе финансовую поддержку открытия собственного дела. Суммы отличаются в зависимости от региона. Или возможности получить льготные кредиты, например от Фонда микрофинансирования и предпринимательства Республики Крым. В целом сейчас почти в каждом российском регионе есть программы содействия малому предпринимательству и, в частности, открытию бизнеса по франшизе.

Экспорт на Запад и Восток

Российский бизнес начинает понимать, что франшиза — наиболее удобный и экономически выгодный способ масштабировать бизнес за рубеж. Около половины компаний уже открыли франчайзинговые предприятия за границей: в странах СНГ, Европы, Ближнего Востока и Азии.

Потенциал имеют прежде всего сети общественного питания и сферы услуг. Также успехов в освоении международных рынков с помощью франчайзинга добиваются проекты в сфере развлечений, кофейни, фастфуд и бренды детской одежды. Активно развиваются балетные школы и детские образовательные центры. Так, у франшизы «РОББО Клуб» есть партнеры уже в 24 странах мира.

Сейчас экспортной деятельности российских франчайзеров способствуют такие организации, как Центр поддержки экспорта, Фонд содействия инновациям. Они помогают в адаптации продуктов к особенностям законодательства и переводе рекламных и маркетинговых материалов на язык страны экспорта, сертификации, организации участия в международных выставках, поиске локальных партнеров. Благодаря этому франчайзерам не приходится набивать шишки самостоятельно.

Образование набирает обороты

Образовательные франшизы, особенно в сфере онлайн-обучения, становятся все популярнее. Дело в том, что в локдаун люди стал чаще пользоваться услугами в сфере дистанционного обучения. Этот сегмент быстро развивался; сейчас образовательные франшизы занимают около 7% российского франчайзингового рынка, причем значительную долю среди них составляют проекты в области детского образования.

Успеха сегодня в основном добиваются инициативы с узким профилем: кружки программирования и робототехники, школы развития детей, курсы скорочтения и развития интеллекта. Одной из тенденций этого года стало перераспределение направлений внутри сегмента. Центры дополнительного образования, помимо стандартных программ (иностранные языки, спортивные и танцевальные секции), начали предлагать обучение финансовой грамотности и бизнес-процессам. Спрос на эти программы поддерживается государством, и они занимают лидирующие позиции среди конкурентов.

Динамичное развитие образовательных франшиз также отчасти объясняется растущим интересом к услугам дополнительного обучения и развития детей в российских регионах. Так, по нашему опыту, именно небольшие города в последние годы наиболее перспективны для открытия кружков программирования и робототехники. Там заметна серьезная нехватка качественного технологического дополнительного образования. При этом затраты на открытие и масштабирование бизнеса: аренду помещения, оплату труда и рекламные вложения — значительно меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, конкуренция на региональных рынках ниже, чем в крупных городах. То есть бизнес кажется начинающим франчайзи менее рискованным.

Экономическая турбулентность не помеха

Использование отлаженных моделей ведения бизнеса и господдержка делают франшизу наиболее удобным инструментом для начинающих предпринимателей в условиях кризиса. Более того, из-за пандемии многие франчайзеры предлагают выгодные и гибкие условия сотрудничества, различные антикризисные меры и адаптированные маркетинговые стратегии. Поэтому можно с уверенностью говорить, что 2022 год — оптимальное время для открытия своего бизнеса по модели франшизы.

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья