• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
Прогнозы, Это интересно

Сбылся ли политический прогноз 2000 года?

В 2000 году в майском номере российского ежемесячного политологического журнала «Дети фельдмаршала» была опубликована статья Андрея Мочёнова и Сергея Никулина (ныне – главного редактора «Инвест-Форсайта») «Что же будет с родиной и с нами», в которой делалась попытка дать сценарии развития событий после того, как Владимир Путин станет президентом. В основу статьи были положены прогнозные мнения российских и зарубежных политиков, политологов, аналитиков, экспертов, опубликованные в открытой печати накануне выборов, – никакой инсайдерской информации для составления сценарного прогноза использовано не было. Статья была готова еще за несколько дней до выборов, но опубликовать ее удалось только в мае. В марте 2000 Владимир Путин был избран президентом. Сегодня мы можем видеть, что большое число положений прогноза семнадцатилетней давности сбылось практически буквально. Впрочем, об успешности былого предсказания предоставляем судить читателю: ниже мы публикуем текст статьи 2000 года.

© РИА Новости / Наталья Селиверстова

Что же будет с родиной и с нами

Анализ прогнозных публикаций СМИ о развитии политической и экономической ситуации в России после президентских выборов показывает, что нет ответа на ключевой вопрос – по какому варианту будет развиваться Россия. По мнению значительной части «путиноведов», Владимир Владимирович еще сам до конца не определился, что ему делать со страной. И что некоторая ясность, возможно, образуется лишь к концу года. Поэтому большинство прогнозов включают диаметрально противоположные варианты развития. Создается ощущение, что все эти футурологические конструкции строятся скорее на догадках или ожиданиях, чем на обладании какой-либо объективной или хотя бы инсайдерской информацией.

Россия: на распутье

Основных вариантов, которые обсуждаются в СМИ, три – «авторитарный», «олигархический» и вариант «эффективного государства».

Авторитарное государство

Реализация этого сценария наиболее вероятна в том случае, если Путин не устоит перед соблазном решать задачи командно-административными и, в частности, силовыми приемами.

Симптомы:

  • Усиление роли ФСБ и других силовых структур. Кооптирование кадров из спецслужб во власть. Разрозненные спецслужбы объединяют «суперспецслужбу».
  • Государственный контроль над СМИ. Ограничение свободы слова.
  • «Зачистка» олигархов.
  • Частичное ограничение прав и свобод граждан.
  • Борьба – в т.ч. силовая – с бегством капиталов.
  • Дедолларизация экономики с административно-силовыми методами. 100-процентная продажа государству валютной выручки. Хождение наличной валюты запрещается, нарушители преследуются уголовно.
  • Восстановление властной вертикали, переход к назначаемости губернаторов. Укрупнение регионов. Отмена привилегий национальным автономиям.
  • Продление срока полномочий главы государства до 7-8 лет. Ликвидация Совета Федерации. Однопалатный парламент, избираемый по мажоритарным округам.
  • В международной политике – ориентация на Китай, Ирак, Индию. Противостояние блоку НАТО. Отношения с Западом замораживаются.
  • «Восстановление справедливости» силовыми методами. Ревизия итогов приватизации. Системообразующие и экспортно-ориентированные предприятия переходят под контроль государства.

Диагноз

Пессимистический: «Авторитарно-стагнационный». Число рассматриваемых экспертами возможных форм реализации этого сценария весьма обширно – от «тоталитарного» до «полуавторитарного» режима. Финал, рисуемый экспертами, в большинстве случаев один и тот же: стагнация, а затем экономический коллапс.

Оптимистический: «Авторитарно-модернизационный». Сохраняется демократическое устройство общества, но с элементами авторитаризма – как издержками наведения порядка. Федеральная власть полупринудительно берет на себя часть функций демократических институтов. Вектор развития находится где-то между южнокорейским и чилийским вариантами. Проводится административная реформа. Государство перераспределяет финансовые потоки в реальный сектор, чтобы загрузить производственные мощности. Инвесторам даются гарантии прав собственника и обещается политическая стабильность. По мере экономического роста происходит либерализация экономики и общественных отношений.

Олигархическое государство

Модернизованный «ельцинский» режим, основанный на «приручении» Путина олигархами. Сохраняется нынешний механизм распределения ресурсов (политических, экономических, кадровых, социальных и пр.), базирующийся на процедурах «виртуальной (управляемой) демократии», т.е. система, в которой институты демократии внешне сохраняются, но реальная политическая и экономическая жизнь происходит помимо них. Возможна полная приватизация власти олигархами. Госслужащие, включая высшее руководство страны, отрабатывают заказ олигархов, выполняя функции лоббистов-инсайдеров, а обслуживающие олигархов политтехнологи и СМИ «пиарят» оппозицию, региональную элиту и общественное мнение так, чтобы реакция на принятые решения была «правильной», заранее спланированной. Власть становится самым ликвидным товаром.

Симптомы:

  • Продолжается передел собственности. Еще большая концентрация ресурсов еще более узким кругом лиц.
  • Практика бюджетного «отката» приобретает всеобщий характер.
  • Коррупция на всех уровнях всех ветвей власти.
  • Дальнейшая «виртуализация» экономики.
  • У главы государства появляется достаточно сильная оппозиция на уровне парламента и региональных элит. Олигархи умело ей дирижируют, делая президента еще более управляемым.
  • В международной политике – лавирование между Западом и Востоком. «Восточное» направление эксплуатируется главным образом для шантажа Запада.

Диагноз:

Пессимистический-1: «Война всех против всех». Новый виток банковских, нефтяных, алюминиевых и пр. войн. Экономическая стагнация, которая в конце концов завершается кризисом a la 17 августа. Дальнейшая дезинтеграция регионов. Усиление сепаратистских настроений. Одновременно возрастает вероятность бунта со стороны армии. В итоге – либо развал государства, либо установление военной диктатуры.

Пессимистический-2: «Олигархическая диктатура». Олигархи консолидируются, «приватизируют» ФСБ, администрацию президента, а затем и другие силовые структуры. Устанавливается олигархическая диктатура. Депрессивная экономика с ориентацией на сырьевой экспорт на Запад. Финал – такой же, как в предыдущем случае, но наступает несколько позже.

Оптимистический: «Последний передел». Путин раздает «долги вежливости» за свою победу на выборах. Начинается «последний передел» собственности между олигархами, федеральной властью и региональными элитами, который завершается к концу года. С Нового года объявляется амнистия капиталов, гарантируются права собственников. После этого при наличии достаточной воли со стороны государства возможно переключение на путь «эффективного государства».

Эффективное государство

Создается мощное либерально-демократическое устройство с сильной государственной составляющей. Цель – эффективная экономика и процветание государства. Политическая составляющая этого сценария почти не прописана. Известно лишь, что олигархи будут равноудалены от власти, и что Россия будет ориентироваться на Запад. Экономическая и идеологическая составляющие дискутируется широко и преимущественно в праволиберальном семантическом поле, при этом конечной целью ставится построение постиндустриального общества.

Симптомы:

  • Проводится налоговая реформа, осуществляется переход на одноуровневую систему налогообложения.
  • Реформа межбюджетных отношений между центром и регионами.
  • Восстановление властной вертикали преимущественно с помощью экономических рычагов.
  • Амнистия капиталов.
  • Административная реформа. На этом фоне происходит декоммерциализация органов власти. Олигархи изживают себя как класс.
  • Гарантируются права собственников.
  • Устанавливаются равные правила игры для всех, «диктатура закона».
  • Создаются благоприятные условия для развития предпринимательства и притока инвестиций в экономику.
  • Новая власть проводит «инвентаризацию» страны.
  • Определяются долгосрочные ориентиры, вырабатывается стратегия, начинается структурная реформа.

Диагноз:

Оптимистический: «стремительный рывок».

Вот как его характеризует Александр Починок: «через 4 года мы можем получить полностью сбалансированный бюджет с профицитом, прирастить на 30-40% объем нашей промышленности».

Стабилизируется социальное положение. Смягчается проблема внешних долгов, возникает потенциал для самостоятельных действий на мировом рынке.

Пессимистический: власти не удается достигнуть намеченных целей. Причины могут быть разные – недостаток личного ресурса у Владимира Путина, обвал рубля из-за снижения цен на нефть, продовольственный кризис и т.д. Возникновение кумулятивного эффекта незначительных негативных факторов, приводящих к новому экономическому кризису, вновь возбуждающему вопрос о «выборе пути».

Авторы: Андрей Моченов, Сергей Никулин

Журнал «Дети Фельдмаршала», Москва, 05.2000

Публикуется с разрешения редакции

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»