ENG
Прогнозы, Технологии

Сделаем это по-быстрому: зачем цифра идет в текстиль

Долгое время технологии на рынке fashion обогащали инновациями индустрию ритейла — умные зеркала, 3D-примерка обуви и даже виртуальные торговые ассистенты давно перестали быть научной фантастикой. Однако инновации приходят в самое сердце индустрии текстиля, где место традиционных техник производства (самая распространенная из которых — ротационная трафаретная печать) тканей обещает занять цифровая печать. О ключевых трендах мирового рынка цифровой печати по текстилю, а также о перспективах российского рынка производства тканей с точки зрения цифровизации говорили на конференции All about fashiontech в столичном Технопарке «Калибр», посвященной креативным индустриям. 

Сделаем это по-быстрому: зачем цифра идет в текстиль

Цифры станет больше 

Цифровую печать по тканям во всем мире ожидает бурный рост — прежде всего речь идет о рулонной печати (здесь и далее данные WTiN Analytics). Если на 2018 год с помощью новой технологии было произведено 2,57 млрд кв. м текстиля, то уже к 2023 году цифра вырастет до 6,4 млрд кв. м, показав рост с 6% до 15% от общего объема рынка. Такие темпы рынок сохраняет не первый год — в среднем представители отрасли оценивают их в пределах 17-20% ежегодно.

Однако растет не только доля «цифровых» тканей — производство текстиля в мире в принципе идет в рост, в том числе традиционным трафаретным способом. Если в 2018 году объемы производства достигали порядка 38 млрд кв. м, то к 2023 году они увеличатся до 42 млрд кв. м. Будут расти и объемы цифровой печати по готовым изделиям, в том числе по футболкам и толстовкам: так, цифровым способом в 2018 году было произведено 750 млн футболок, а в 2023 году их будет уже 2,3 млрд.

Всему виной «быстрая» мода 

Сделаем это по-быстрому: зачем цифра идет в текстильВ числе главных драйверов цифры остается клиентский запрос на fast fashion — цифровая печать позволяет сокращать время вывода коллекций одежды на рынок (в том числе за счет близости печатного оборудования к месту продажи). Как уточнял эксперт по цифровой печати на текстиле, соучредитель журнала «Цифровой текстиль» Михаил Шпилькин, ещё несколько лет назад этот срок составлял около года; сегодня он сократился, но все равно остается излишне длинным.

Сделаем это по-быстрому: зачем цифра идет в текстильПо словам Максима Максимова, руководителя направления цифровой печати по текстилю Konica Minolta, он может быть ускорен до нескольких недель. Однако производители выбирают цифру еще и из соображений экономии — технология позволяет производить печать, а затем и пошив по требованию, продавая лишь необходимое количество образцов. Это позволяет снизить остатки готовой продукции на складах, что остается серьезной проблемой для производителей одежды как масс-маркета, так и люксовых марок. Снизятся на складах и объемы текстиля — ведь номенклатура тканей сокращается и может быть сведена к одному виду под цифровую печать. И, конечно же, технология позволяет изменить бизнес-процессы в отрасли, например: сначала можно будет продать изображение изделия, а затем, получив деньги, произвести его под заказ.

Ткани по запросу 

Цифровая печать уже сейчас позволяет кастомизировать ткани и готовую одежду, что лишь подстегивает темпы захвата «цифрой» рынка текстиля. Отрасль лишь повторяет путь ритейла, где персонализация становится залогом успеха (например, 71% клиентов не хотят иметь дел с компаниями, опыт общения с которыми не принес удовлетворения, что оборачивается для компаний потерями на сотни миллиардов долларов). Вместо продукции массового производства покупатель ждет индивидуальности, и в текстильной отрасли это обеспечивает только «цифра» (цифровые принтеры позволяют напечатать несколько метров ткани под заказ, в отличие от традиционных производств). Например, российская Solstudio Textile Group позволяет производить персонализированный текстиль, в том числе с точки зрения дизайна (цифровые печатные мощности расположены в технопарке «Калибр»).

Сделаем это по-быстрому: зачем цифра идет в текстильКак уточнила генеральный директор Solstudio Industry Елена Лялина, оборудование позволяет выполнять цифровую печать по ткани практически для всех отраслей промышленности: от одежды для fashion-индустрии и масс-маркета до военной отрасли и медицины, используя при этом как синтетические, так и натуральные ткани (последнее для России — большая редкость).

Полное эко 

Смена технологического уклада в текстильной промышленности обещает справиться и с экологической проблемой. Традиционная текстильная промышленность остается одной из самых грязных индустрий, особенно если речь идет о развивающихся странах. Прежде всего дело в огромных объемах воды, которая задействуется в производстве и не всегда повергается затем очистке, говорит Максим Максимов. Он приводит пример текстильного производства в Италии, которое создает около 40 млн кв. м ткани в год, задействуя в том числе ротационное производство (ежедневно предприятие потребляет около 2 млн литров воды). Он также отмечает, что в развивающихся странах эти объемы значительно выше, и очистке — в отличие от Италии — они не подвергаются. Кроме того, отрасль потребляет огромное количество электроэнергии. В отличие от традиционных техник, цифровая печать по текстилю в разы экологичнее, в том числе за счет отсутствия остатков нераспроданного текстиля на складах компаний.

А что в России?

Цифровая печать постепенно отвоевывает место в отечественной текстильной индустрии, правда, происходит это очень медленно. Последнее обстоятельство связано как с высокой стоимостью оборудования, которое предстоит закупать за границей (например, в Италии), так и с отсутствием профессиональных кадров для работы на нем.

«Мы на себе ощутили нехватку профессиональных кадров, нам не хватает сертифицированных обученных специалистов для цифровой печати», — говорит Елена Лялина.

В России наибольшее развитие получила печать по готовым изделиям, прежде всего футболкам, — по оценкам Михаила Шпилькина, в стране уже насчитывается минимум тысяча единиц соответствующего оборудования.

«Эта услуга доступна и востребована, в Санкт-Петербурге и Москве есть магазины, например Levi’s и Uniqlo, где можно заказать печать на белой футболке, предварительно купив ее», — говорит Шпилькин.

Неплохо обстоит ситуация и с печатью по синтетическим тканям. Однако в стране практически отсутствует оборудование, позволяющее напечатать 1,5 или 10 м натуральных тканей (счет идет на единицы). Не лучше ситуация и с промышленными цифровыми принтерами по текстилю, позволяющими печатать с хорошим качеством не менее 100 кв. м ткани в час. По оценкам эксперта, всего в стране на начало года был лишь 31 промышленный принтер, из них 6 позволяли печатать на натуральных тканях и лишь один — на тканях шириной 2,4 м (именно такой размер нужен для производства постельного белья).

«Вопрос, где напечатать, в России очень актуален, и зачастую он не имеет однозначного ответа», — говорит Михаил Шпилькин.

Он также уточняет, что пользоваться цифровой печатью стоило бы начать еще вчера — но лучше поздно, чем никогда.

Автор: Ольга Блинова

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья