ENG
Добавить в избранное
Инвестклимат, Мнение

Сельское хозяйство будущего: глобальные тренды

Кристина Романовская

Кристина Романовская

Собственник и генеральный директор ООО «ПХ “Лазаревское”»

Сельское хозяйство — одна из самых консервативных и закрытых отраслей. Общие тренды, которые давно развивались в других областях экономики и которыми никого не удивить, только-только доходят до АПК, что связано в первую очередь со специфическими условиями работы и оторванностью от современной цифровой экосистемы и технологического прогресса.

Кирилл Брага / РИА Новости

Продовольственная безопасность

Задача сельского хозяйства как одной из стратегических отраслей — обеспечивать продовольственную безопасность как в стране, так и в мире. По данным Goldman Sachs, ООН прогнозирует рост населения мира к 2050 году до 9,8 млрд человек — чтобы его прокормить, надо увеличить производство продовольствия на 70%. При этом международные организации уже давно говорят о возможном усилении мирового продовольственного кризиса. Специальный докладчик ООН по вопросу о праве на питание Майкл Фахри назвал грядущий голод в некоторых странах мира «неизбежным». Это не ситуация этого года, кризис назревал последние несколько лет. Все это говорит о том, что внимание к отрасли, которая долгое время оставалась в тени, в целом будет только усиливаться.

Устойчивое развитие

Следование курсу устойчивого развития — это то, чем наша компания руководствуется при выборе инструментов управления себестоимостью на протяжении уже более сорока лет и что позволило пережить многие кризисы, включая АЧС (африканскую чуму свиней). Это больше, чем тренд, это необходимость, без которой будет не выжить.

Среди инструментов устойчивого развития предприятия для себя мы в «ПХ “Лазаревское”» определили, во-первых, диверсификацию бизнеса: мы занимаемся не только животноводством, свиноводством и КРС, у нас есть цех глубокой переработки, собственная сеть розничных магазинов и, что самое важное, растениеводство. Все это позволяет иметь устойчивое положение на рынке и переживать кризисы в том или ином направлении. Другие инструменты, которые мы используем: забота о кадрах, об окружающей среде, инвестиции в технологии и цифровизация.

Цифровизация

В 2020 году объем рынка сельскохозяйственных технологий в мире составил $1,1 млрд, а к 2025 году он может вырасти до $3,1 млрд. Доля цифровизации в отечественном животноводстве составляет 24%, в растениеводстве — 21%.

На мой взгляд, никакое дальнейшее интенсивное развитие предприятий нашей отрасли уже невозможно без комплексного внедрения цифровых технологий, роботизации и искусственного интеллекта. Из технологий, которые будут развиваться: интернет вещей в сельской местности, роботизация, цифровые двойники, компьютерное зрение. большие данные, дроны и беспилотная техника, точное земледелие.

Это позволит значительно снизить себестоимость, повысить урожайность, производительность труда, качество продукции и, что самое главное, рационально использовать природные ресурсы.

Я считаю, что лоскутная автоматизация не работает, эффективна только комплексная система управления бизнесом. В «ПХ “Лазаревское”» мы начали внедрять цифровые технологии год назад. За этот год мы прошли путь от отчетов, написанных от руки на бумаге, до комплексной системы управления агробизнесом. Путь оказался сложным, но за этим стояла важная цель — иметь возможность устойчивого развития бизнеса в рамках существующих мощностей и имеющихся земельных ресурсов. Промежуточные результаты проекта высоко оценило эскпертное сообщество: в прошлом году мы стали победителем премии «ComNews Awards «Лучшие решения для цифровой экономики» в номинации «Лучшее цифровое решение в сельском хозяйстве» и вошли в шорт-лист первой всероссийской AgroTech-премии AgroCode Awards в номинации AgroHero.

Осознанное потребление

С каждым годом растет количество компетентных потребителей, которые интересуются экологичной повесткой и вопросами качества и безопасности. По данным Google, по всему миру количество генерализированных запросов сокращается, например: пользователи в Великобритании стали искать «веганские диеты» на 47% реже, тогда как более специфичный запрос «доставка органического мяса» вырос на 158%. Количество запросов «веганский ресторан» сократилось в Германии на 17%, а «рецепт веганского ланча» выросло на 180%. В России число запросов «веганский» уменьшилось на 30%, а, например, «рефил(л)» (как способ снизить количество приобретаемого пластика) — выросло на 25%.

Потребители не просто стали выбирать более полезные продукты, они стали тщательно изучать их состав на этикетке, интересоваться, в каких условиях и чем питались животные, мясо которых они приобретают. Ситуация еще больше усилилась в период пандемии: согласно исследованию NielsenIQ, после пандемии здоровье стало основной причиной для беспокойства большинства потребителей в России, оно было названо на первом месте 72% опрошенных.

Сокращение растительного мяса

Продолжая тему осознанности, в США отмечается резкое снижение интереса к искусственному мясу. Ключевые производители (Beyond Meat, Impossible Foods) уже начали предпринимать шаги по восстановлению ситуации: предлагают готовую замороженную еду с растительным мясом, чтобы разнообразить меню покупателей. Это говорит о том, что потребитель получил разнообразие на рынке, но, распробовав и оценив плюсы и минусы растительного мяса, пришел к выбору того, что больше отвечает требованиям современного времени.

Превентивная медицина: еда как лекарство 

По данным отчета Deloitte, к 2025 г. все больше людей будет полностью проинформировано о рисках для своего здоровья и будут больше внимания уделять профилактике. Еда станет одной из составляющей этой стратегии человека будущего, а производители и бренды начнут подсвечивать лечебно-профилактическими свойства продуктов питания.

Коллаборации/партнерства

Средний бизнес с опасением наблюдает то, с какими темпами идет процесс масштабирования — понятная стратегия для крупных игроков, цель которой — повышение маржинальности за счет увеличения оборотов компании. Обратная сторона — унификация продукции, когда на рынке исчезает выбор, а все потребляют стандартный массмаркет из сетей.

Для среднего бизнеса идти по пути локализации и партнерства — выход, обеспечивающий разнообразие на рынке. Брать не масштабом, а качеством — вот наша стратегия. Получив позитивный отклик и от среднего бизнеса, нам пришла идея выступить с инициативой обмена опытом в области цифровизации и инноваций среди сельскохозяйственных предприятий среднего бизнеса из разных регионов России. Мы приглашаем предприятия из среднего бизнеса АПК приехать к нам и своими глазами увидеть то, что нам удалось реализовать и улучшить. В свою очередь, я уверена, что нам тоже есть чему поучиться и, если бизнес открыт и готов делиться своими достижениями, мы с удовольствием бы приняли встречное приглашение. Коллаборации — это еще один тренд, который особенно актуален в период кризиса. И нам, игрокам среднего бизнеса, в эпоху активного масштабирования следует держаться вместе, чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны и сохранить разнообразие товаров.

Модернизация образа работника сельского хозяйства

Я считаю, что внешняя привлекательность компании и образ товара также важны, как и его качество. И в эту сторону смотрят все идейные предприниматели, которые думают о будущем, чтобы предприятие и отрасль жили еще ни один год, молодежь хотела и приезжала работать, села вернули свою былую привлекательность, а работать на селе стало почетно.

Образу человека, который работает в сельском хозяйстве, давно необходим ребрендинг. Через рекламу, SMM, медиа, кинематограф в конце концов. Я заметила, что, например, вышел фильм про фигурное катание — все пошли кататься, вышел про хоккей — пошли играть в хоккей, про шахматы — мои дети тут же попросили записать их на шахматы. Кино — это инструмент формирования имиджа целых профессий. А какие фильмы в России рассказывают нам о жизни на селе: «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки»? Это фильмы 40-х годов. С этого момента многое изменилось: другие условия, другая техника, другие люди. Контент нужно создавать не только про работу, но и про то, как живут люди, что их волнует. Для меня те люди, которые сегодня выбирают путь идти работать в сельское хозяйство — это герои, о которых пока еще никто не знает. И я делаю со своей стороны все, чтобы это исправить.


Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья