В мире, Мнение

Открыть шоу-рум ножей в Финляндии: личный опыт

Пять лет назад супруги Денис и Виктория Емельяновы переехали из Петербурга в Финляндию. Оставив наемную работу, они начали продавать российские отопители и предпусковые обогреватели. В 2014-м предприниматели открыли шоу-рум ножей MyGoodKnife в Лаппенранте, а через три года — магазин в центре Хельсинки. Полтора года назад появилось третье направление бизнеса — мотозапчасти. В прошлом году оборот их компании Lämmin Tuuli составил чуть больше миллиона евро. В интервью «Инвест-Форсайту» Виктория рассказала об особенностях ведения бизнеса и преимуществах жизни в Финляндии.

Переезд и свое дело 

Мой муж Денис много лет был коммерческим директором крупнейшей в России компании, занимающейся микроэлектроникой. Я 15 лет работала автором, редактором и ведущей информационно-развлекательных программ на петербургских радиостанциях. Последние 10 лет до переезда — на «Авторадио». Забавно, но до сих пор иногда в наш магазин MyGoodKnife приезжают петербуржцы и спрашивают: «А вы правда Вика Цветкова с «Авторадио»?» Денис — очень талантливый бизнесмен, умеющий видеть наперед. Всё, что я знаю о бизнесе, я знаю в основном благодаря ему, хотя когда-то получала экономическое образование. Мне вообще кажется, что коммерческая жилка — это дар, как, например, актерский талант. Научить этому невозможно.

В Финляндию мы переехали в 2013 году. Всё началось случайно, у нас не было мечты или цели переехать сюда. Жизнь сама давала подсказки. Когда-то мы купили в Финляндии дом — в качестве дачи. В то время иностранные граждане могли взять здесь ипотечный кредит под смешные проценты. Стали приезжать сначала пару раз в месяц, потом на каждые выходные. Однажды знакомые сказали, что в Финляндии достаточно просто открыть фирму. Мы как любопытные товарищи решили это проверить. Идея, чем заниматься, лежала на поверхности: там холодно. Значит, надо продавать то, что будет востребовано всегда. Так мы решили вывести на финский рынок российские отопители и предпусковые обогреватели.

Постепенно фирма начала требовать все больше внимания, и стало невозможно заниматься ею удаленно. Мы поняли: надо сделать важный шаг — переехать. Последним ключевым моментом в решении стало мнение сына. Когда мы сходили в местную школу, он сказал, что очень хочет здесь учиться и вообще — жить. Это неудивительно: местные школы очень демократичные и радикально отличаются от российских. Создается ощущение некой расслабленности и вседозволенности, хотя это далеко не так. Просто здесь делается всё, чтобы детям было комфортно, а главное, интересно учиться. В Финляндии 90% учителей — молодые люди, которые говорят с детьми на понятном им языке. В итоге, всё взвесив, мы подали документы на получение вида на жительство, написав простой и четкий бизнес-план, и буквально через пару месяцев получили положительный ответ. Ребенок, соответственно, успешно сдал тесты для местной школы, и у нас, в общем-то, не осталось выбора, кроме как переехать. Было бы глупо не попробовать.

Формальности 

Фирмы в Финляндии регистрируются через патентное бюро. Заполняется соответствующая анкета и отправляется – можно подать в электронном виде или принести лично. Кстати, здесь практически все услуги и документы можно заказать удаленно, в электронном виде. Это связано с тем, что большая часть страны живет не в городах, а в поселках и на хуторах. В зависимости от типа открываемой фирмы необходимы разные документы: заявление на открытие, протоколы собрания учредителей об учреждении фирмы, о выборах членов правления и аудитора и др. Минимальный уставной капитал предприятия формы собственности OY составляет сейчас, по-моему, 2500 евро и вносится единовременно на банковский счет компании. Не помню, сколько процедура заняла по дням, но мы получили y-tunnus очень быстро. Это индивидуальный номер предприятия, который необходим, чтобы открыть счет в банке на фирму, выписывать счета и пр.

Сейчас продажа отопителей и предпусковых обогревателей — по-прежнему одна из основных отраслей работы компании Lämmin Tuuli (со временем к ней прибавилось еще два других направления). Наша фирма является дистрибьютером «Адверса» в Финляндии. Финны очень консервативные люди, вывести на их рынок новый продукт — нечеловечески сложно. Хоть в России и говорят, что «лучшее — враг хорошего», всё равно всегда ищут чего-то получше. А финны — наоборот. Если у них есть что-то, что работает, проверено годами — зачем новое? Поэтому мы очень гордимся тем, что смогли вывести российские отопители на финский рынок и создать большую сеть. Сегодня у нас множество дилеров по всей стране, которые занимаются продажей, установкой и обслуживанием приборов.

Хобби и новый бизнес

Проект MyGoodKnife вырос из моей любви к ножам. Не скрою, мне было сложно оставить журналистику и шоу-бизнес и после переезда хотелось придумать некую отдушину. Начали думать, что такого я люблю и на чем можно заработать. Сначала просто сделали маленький интернет-магазин. Но, углубляясь в тему, стало понятно, что нож — очень индивидуальный инструмент. Чтобы понять, подходит ли он тебе, надо обязательно взять его в руку. Так пришла идея открыть шоу-рум, где люди смогут все подержать, где шеф-повар попробует порезать ножом и т.п. Ведь когда человек покупает важный инструмент, он зачастую не готов платить за картинку, пусть даже красивую.

В нашей компании я возглавляю направление MyGoodKnife, и для меня оно, конечно, самое любимое. Сложно, как в любой сфере, из любителя превращаться в профессионала. Наладить контакты с производителями, убедить, что твоя компания — не однодневка. За последние 5 лет, мне кажется, я научилась стольким новым вещам, скольким не училась за всю жизнь. Самое сложное, наверное, было не ждать мгновенного результата. Но в целом мне в радость все трудности, потому что это очень интересное направление.

В прошлом году мы открыли второй шоу-рум, на этот раз в центре Хельсинки — на Mannerheimintie — это главный проспект финской столицы. Постепенно отшлифовалась главная линия нашего ассортимента — поварские ножи. Мы стали дистрибьютерами и единственными представителями на территории Финляндии нескольких лучших мировых производителей кухонных и поварских ножей. Есть еще много задумок в рамках MyGoodKnife, на которые пока банально не хватает времени, но мы их обязательно осуществим. Денис — генератор идей, и самые яркие мы воплощаем в жизнь.

Нам пока рано говорить о глобальных прибылях, потому что всё идет в дальнейшее развитие. Главная ошибка многих бизнесменов в Финляндии — они снимают помещение, смотрят — аншлага нет, или наоборот — заработали немного, и всё, через год можно закрываться. Мы же изначально хотели построить долгоиграющий проект, узнаваемый бренд.

Покупатели со всего мира

Сегодня в нашем интернет-магазине заказывают люди со всего мира. Когда в 2014 году мы открыли шоу-рум в Лаппенранте, пару месяцев у нас было очень, очень много туристов. Потом, как известно, из-за валютного курса они исчезли из Финляндии. Спустя время, смирившись, что евро больше не будет стоить 30 рублей, народ потянулся снова. Сейчас, наверное, соотношение наших гостей — 30% к 70%, где 30% — русские. Но с каждым месяцем их становится всё больше. К сожалению, о магазине знает не так много приезжающих на шоппинг. Потому что в тот же кризисный период 2014-го закрылись издания, которые вручались россиянам, пересекающим границу на въезд в Финляндию (журнал «Терве», например, где мы размещали рекламу). Что касается магазина в Хельсинки, он находится рядом с двумя большими отелями, поэтому там покупатели из самых разных стран.

Адаптация и интеграция

Надо понимать: сначала в эмиграции сложно всё. Зачастую люди трудно переносят смену обстановки. А здесь смена всего — не только обстановки, но и менталитета, ритма, вообще полностью окружающего мира. Сначала нам казался очень сложным финский язык. Я не понимаю людей, которые живут в стране по 20 лет и не говорят по-фински. Я бы так не смогла. Незнание языка не дает интегрироваться и жить полноценной жизнью. Поэтому мы учились на специальных курсах, успешно сдали языковой экзамен на средний уровень, но продолжаем изучать язык самостоятельно. Мы свободно говорим по-английски, но в изучении финского это не помогало — у него другая логика.

Здесь вообще всё по-другому, совсем не так, как люди представляют в России. Считается, что финны медленно говорят. Это не так. Они строчат как из пулемета, просто язык очень певучий и в нем много сдвоенных гласных. Что касается ритма, не думаю, что ритм Хельсинки, например, очень уж сильно отличается от Петербурга. Но в то же время ритм работы у финнов действительно особенный и, на мой взгляд, очень правильный. В России, если ты не успел что-то сделать, просидишь на работе допоздна, пытаясь объять необъятное. Финн уйдет домой ровно минута в минуту, когда заканчивается рабочий день, а доделает всё следующим утром — спокойно и со свежей головой.

Они не будут мгновенно отвечать на ваше электронное письмо пустыми словами. Финн ответит тогда, когда по вашему вопросу у него будет четкий, информативный ответ. Финны очень грамотно планируют свое время. Если русские любят распаляться на несколько дел одновременно, финны всё делают последовательно и не возьмутся за следующее, пока не закончат предыдущее. Сначала это раздражает, потом привыкаешь, потом начинаешь так же работать сам и удивляешься — насколько больше успеваешь и насколько улучшается качество работы.

В большинстве своем финны очень дружелюбны, но без навязчивости. Очень экономны и в хорошем смысле слова расчётливы. Чтобы знать, что финны думают о русских, надо быть финном. Единственное, что знаю точно, — финны считают русских непредсказуемыми. В целом, так и есть.

Работа на результат

В Финляндии практически нет бюрократических проволочек: если вы понимаете, чем хотите заниматься, и способны объяснить это в том же бизнес-плане. Государство поддерживает малый бизнес, есть программа стартапов. Вам дается достаточно большой срок, во время которого компания может работать в убыток. Потому что финны понимают: не бывает так, что вы в первый же год начинаете зарабатывать. Наверное, главное правило, как и в любой стране, — не класть все яйца в одну корзину. В нашей компании три направления: отопители, мотозапчасти и ножи. Два из этих направлений — сезонные, а третье в процессе развития. Но в целом три направления дают хороший результат. Нам понадобилось шесть лет, чтобы создать большую дилерскую сеть по продаже отопителей и показать финским покупателям, что российскому качеству можно доверять. Уже четыре года мы убеждаем финских потребителей, что хороший нож нельзя купить в супермаркете за 3 евро. Поэтому предпринимателям, которые хотят заниматься здесь бизнесом, стоит иметь приличную финансовую подушку безопасности на первое время и запастись терпением — не для решения бюрократических проволочек, а чтобы зарекомендовать себя на рынке и дождаться своего клиента.

Поясню на простом примере: заходит в магазин MyGoodKnife русский покупатель. Посмотрел нож, порезал им морковь на доске, цена устроила — он сразу его купил и довольный уехал домой. Заходит финн. Он посмотрит нож, порежет морковь. Уйдет. Зайдет завтра, еще раз посмотрит. Через неделю он придет с другом. Покажет ему этот нож, они порассуждают, как он хорош. Еще через неделю он купит нож. Но за это время он расскажет всем своим друзьям, какой есть отличный магазин.

Это, кстати, важный нюанс менталитета финского клиента — здесь не работает никакая реклама, кроме сарафанного радио. Поэтому ни в коем случае нельзя ждать в Финляндии сразу быстрой отдачи или прибыли. К вам должны привыкнуть, вам должны поверить. Зато потом вы будете занимать свою нишу долго и с удовольствием, видя отдачу. Кроме того, тем, кто планирует открыть бизнес в Финляндии надо четко понимать: больших денег вы не заработаете — по причине прогрессивного налогообложения. Многих россиян это, кстати, отпугивает. Зато в Финляндии видно, куда идут налоги. Здесь прекрасные дороги, идеальная инфраструктура даже в самом далеком уголке, бесплатное образование (включая высшее) ­- всё это ощущаешь на себе.

Записала Ольга Гриневич

Фото: Leif Weckström

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...
Предыдущая статьяСледующая статья