ENG

Перейти в Дзен
В мире, Стартапы

Швейцария с радушием встречает европейские стартапы

Всё так хорошо начиналось: «Морские пузыри» (Sea Bubles) нашли замечательную идею — такси, летающее по глади Сены, провели шумную рекламную кампанию с участием Анн Идальго, мэра Парижа… Казалось бы, что может быть лучше для французского стартапа? Но едва оперившийся птенец улетел пускать пузыри в тихом швейцарском озере. Чем же Швейцария привлекает французские стартапы? 

© РИА Новости / Александр Альтман

Особенная инновационная модель Швейцарии

Во времена Холодной войны появилась инновационная модель «Силиконовая долина», созданная вливанием немалых средств из военного бюджета США в НИОКР (R&D) дабы любой ценой опередить СССР в технологической гонке вооружения. Всё под рукой, в случае чего университеты Стэнфорда и Калифорнии, расположенные неподалеку, придут на помощь. Эта гремучая смесь породила новую культуру бизнеса, сочетающую оптимизм, риск и инновации.

Применима ли эта модель в Швейцарии? Тут всё по-другому — это нейтральная страна, обладающая небольшой ополченческой армией без серьезных военных разработок, но здесь базируются крупные банки и страховщики, гиганты сельскохозяйственной индустрии (контроль над продовольственной безопасностью для альпийской страны, небогатой природными ресурсами очень важен), здравоохранения и фармацевтики.

Швейцарская инновационная модель демонстрирует европейский потенциал с культурой, основанной на отрицании риска и постоянном контроле ситуации.

Эту модель интересно изучать в сравнении с опытом «стартап-нации» Израиля (о ее проектах можно узнать здесь и здесь — ред.): оба рынка невелики и сопоставимы по размеру (около 8 млн человек). Обе страны очень новаторские, но вполне логично, что Израиль превосходит Швейцарию в области адаптации технологий «двойного назначения» к гражданскому использованию, в сферах компьютерной безопасности, анализа больших данных и коммуникаций. В сущности, израильская модель — это демонстрация на местном уровне технологической и экономической жизнеспособности исследования с последующей передачей стартапа в США для стимулирования его развития и, наконец, продажи или, после небольшого преобразования, вывода на биржу.

Отличительной чертой инновационного швейцарского кластера является единение творчества и организации: «Комиссия по технологиям и инновациям» служит катализатором и питает сеть фондов и финансовых структур, создавая возможности качественного инвестирования. Неудивительно, что швейцарские стартапы демонстрируют этот успех компаниями, созданными на стыке нескольких наук: биология и обработка изображений, нанотехнологии и измерительные приборы, сельское хозяйство и новые материалы, связь и одежда, окружающая среда, экономия энергии и новые удобрения.

Инновационная модель Швейцарии сочетает в себе характеристики израильской модели (малый экспортный рынок), американской модели (явное присутствие культуры технологических инноваций в Федеральных политехнических школах Лозанны и Цюриха), а также восточной модели — японской и южнокорейской (корпоративный венчуринг и сеть мелких специализированных поставщиков). Но Швейцария страдает от «европейского зла» — отсутствия венчурных инвесторов.

Как попасть в лапы швейцарскому инвестору?

Например, с помощью рейтингового агентства. Стартап Early Metrics — первое рейтинговое агентство для стартапов и инновационных проектов.

Компания, созданная в Париже, гарантирует, что «более 80% стартапов привлекли необходимые средства или нашли потенциального покупателя благодаря оценке, составленной по 50 показателям», — утверждает основатель агентства Антуан Басшиера.

В настоящий момент компания открывает свой офис в Женеве, реагируя на цифровые преобразования в Старом свете. В портфеле компании около 1000 стартапов. Несколько лет назад в Европе от 2 до 10% студентов-магистров заявляли о желании пойти в предпринимательство, сейчас этот показатель составляет около 30%. Таким образом, количество стартапов будет расти, но инвесторы не понимают, куда направлять капитал. Early Metrics выступает в качестве третьей стороны — доверенного лица, сводящего стартапы и их будущих спонсоров или покупателей.

Истории французских стартапов в Швейцарии

Французский стартап DBV Technologies специализируется на разработке и производстве инновационных средств выявления, профилактики и лечения аллергии у детей. В Европе 35-40% младенцев страдают от аллергии — лечение необходимо с самого раннего возраста. О проблеме лечения детей от разных форм аллергии задумались в DBV Technologies: как дать микродозу лекарства малышу, как не перегрузить медикаментами крошечный организм. И решение было найдено: лекарство поступает в организм малыша через специальный пластырь (патч), содержащий соответствующую возрасту дозу лекарства.

Всемирную славу DBV Technologies получили благодаря выходу на американский рынок с инновационным патчем для лечения аллергии на арахис Viaskin Peanut. Завоевать США маленькой компании непросто, но у DBV Technologies проблем не возникло: конкурентов у продукции в мире не существует. Окрыленные успехом, DBV Technologies замахнулись на большой и важный проект — разработку и внедрение в массовое производство патча-теста Diallertest, способного выявить аллергию на белок коровьего молока у маленьких детей. Компания работает над Diallertest около 10 лет, постоянно совершенствуя его с учетом состава смесей для детского питания и степени тяжести аллергии, но выпустить продукт в массовое производство без дополнительных инвестиций не удалось. Помощь пришла из Швейцарии — стратегическим инвестором проекта стала компания Nestlé Health Science, вложившая €100 млн. Новый продукт будет представлен к 2021 году, причем на этот раз не только выявит аллергию, но и покажет степень ее серьезности.

«Это позволит врачам назначать наиболее подходящую смесь для детского питания — с или без коровьего белка, в зависимости от степени аллергии у грудничка», — говорит основатель компании Пьер-Анри Бенаму.

Вопреки пессимизму

Возвращаясь к истории стартапа «Морские пузыри» (Sea Bubles):

«Работы в Париже заморожены: наши пузыри никогда не взлетят, если мы проводим месяцы в беседах с администрациями», — заявил основатель компании Ален Требо.

Стало известно, что в Париже использование причалов будет обходиться в 1000 евро в день, тогда как два швейцарских кантона предложили полностью профинансировать инфраструктуру, необходимую для реализации проекта. В апреле 2018 года пилотная линия из 5 пузырей — такси по требованию — свяжет Женеву с соседней коммуной.

«Я хочу, чтобы мои пузыри летали», — добавил изобретатель, которому несколько городов мира предлагали внедрить его изобретение.

В конце концов, главная проблема Швейцарии — типично европейская: постоянный пессимизм и сомнение в будущем её деловых людей. Есть риск, что страны с высокой долей молодежи с оптимизмом устремятся в будущее, а страны Старого континента с его стареющим и консервативным населением будут испытывать трудности с разбегом.

Автор: Екатерина Гадаль

Следите за нашими новостями в удобном формате
Перейти в Дзен

Предыдущая статьяСледующая статья