• Подписывайтесь на  E-mail рассылку

ENG
Generic selectors
Exact matches only
Поиск по заголовкам
Поиск по содержимому
Search in posts
Search in pages
В мире, Мнение, Право

Сначала штраф, потом комплаенс

Юлия Елисеева – консультант по комплаенс, Refinitiv

Российские и международные компании продолжают платить крупные штрафы за нарушения законодательства. Так, в 2017 году Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) «выписало» совокупный гражданский штраф китайскому производителю телекоммуникационного оборудования Zhongxing Telecommunications Equipment Corporation в размере $1,19 млрд. Он стал самым большим штрафом, который когда-либо взимался OFAC с нефинансового учреждения. В том же году сменился «лидер» по нарушению положений FCPA: им стала шведская телекоммуникационная компания Telia. Она согласилась выплатить $965 млн властям США и Нидерландов, чтобы урегулировать обвинения о даче взяток на $331 млн для выхода на рынок Узбекистана и продолжения работы на нем. Чтобы не «повторить успех» этих компаний, многие фирмы усиливают комплаенс-подразделения.

Siemens и Daimler, когда-то заплатившие штрафы в $800 и $185 млн соответственно для урегулирования претензий властей США о взятках, после громких дел повысили инвестиции в комплаенс. В дальнейшем они смогли построить комплаенс-процедуры, которые сочетают в себе высокие стандарты корпоративного управления и бизнес-этики и являются хорошим примером для многих компаний отрасли. Теперь на их сайтах можно найти подробное описание комплаенс-программ и результатов, которые были достигнуты за последние несколько лет.

Существует тенденция, что международные фирмы не только увеличивают штат комплаенс-специалистов, но и инвестируют в поддержание Regtech. Многие международные компании предпочитают использовать инновационные решения, например: Thomson Reuters Connected Risk применяют HSBС, Credit Suisse, Goldman Sachs, London Stock Exchange и другие. В то же время единицы российских организаций автоматизировали работу комплаенс-офицеров полностью. Безусловно, есть отдельные области комплаенс, которые автоматизированы и в крупнейших российских банках (Альфа-Банк, Cбербанк, ВТБ), но об автоматизации всего цикла работы комплаенс-офицера говорить пока рано.

Ошибки в комплаенс несут прежде всего репутационные риски, которые могут стоить не только денег, но и всего бизнеса. Почему тогда инвестиции в комплаенс в российских организациях уступают зарубежным? Возможно, российские компании просто готовы взять на себя эти риски. Отдельно стоить посмотреть на размеры штрафов. Согласно статье 15.27 КоАП, штрафы в России колеблются от 50 до 500 тысяч рублей за отдельное нарушение. На V GRC форуме, который прошел Москве в апреле 2018, респонденты подтвердили: за последний год их компании сталкивались с расходами в виде штрафов или иных выплат, связанных с несоблюдением законодательства или нарушениями в области комплаенс. В денежном выражении потери распределились следующим образом: 19% потеряли менее 1 миллиона рублей, 7% – свыше 1 миллиона рублей, 1,5% потеряли от 5 до 10 миллионов, еще 2,5% понесли убытки на сумму более 10 миллионов рублей. В то время как средняя сумма штрафа за нарушение FCPA за 2016 составила $81,1, а в 2017 году – $66,9 млн.

Источник: FCPA Blogs Sunday Times graphics

Стоит отметить и изменения в законодательстве. Например, в апреле прошлого года в Великобритании был принят закон, который позволяет налагать штрафы без обращения в суд. Закон устанавливает допустимый максимум для денежного штрафа в размере более 1 миллиона фунтов стерлингов или 50% от стоимости нарушения. Смягчающим фактором для уменьшения суммы штрафов, которые налагаются Министерством юстиции или другими уполномоченными органами, является self-reporting, который позволяет не только уменьшить сумму штрафа, но и полностью избежать денежных потерь. При этом все дела, которые возбуждались Министерством юстиции за 2013 и 2014, были при условии сотрудничества со следствием (примерами могут служить Philips, Parker Drilling, Ralph Lauren, Total, Diebold, Stryker, Weatherford, Bilfinger и Archer Daniels Midland).

Мы видим, что регуляторное давление и штрафы являются высокой, но не единственной, мотивацией для соблюдения законодательства. Новые технологии стремительно развиваются, конкуренция не дремлет, бизнесу приходится постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям, что невозможно без хорошо выстроенных внутренних процессов, квалифицированных кадров и современных технологий.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Загрузка...